Ирина
Краткосрочный проект для детей 5–6 лет «Унылая пора, очей очарованье»
▼ Скачать + Заказать документы
Унылая пора, очей очарованье
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 16 «Мозаика»
Краткосрочный проект для детей 5-6 лет
«Унылая пора, очей очарованье».
В старшей группе «Полянка»
Руководитель проекта : Колесникова И. В.
Участники проекта :
Воспитатели: Колесникова И. В., Лыйрова Е. Г. ,
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
дети старшей группы и их родители.
2023 г.
Актуальность.
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Масштаб проекта : краткосрочный (12 дней)
Срок реализации: с 16.09.19 по 27.09.19
Тип проекта : информационно – творческий, познавательно-игровой
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы и их родители.
Возраст детей : 5 – 6 лет
Цель проекта :
Расширять представления детей о деревьях как представителях флоры земли, их красоте и пользе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать знания детей об изменениях, происходящих в жизни растений осенью.
Задачи проекта :
• Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Деревья и кустарники осенью», составление описательных рассказов о деревьях, обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи.
• Учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развивать экологическое мышление, воспитывать гуманное отношение к природе и закладывать основы экологической культуры личности.
• Закрепление названий деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки.
• Учить детей отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.)
• Развитие семейного творчества и сотрудничества.
Формы работы с детьми:
• Занятия по познавательной деятельности.
• Беседы с детьми и родителями.
• Игровая деятельность.
• Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
• Фото - выставка
• Проведение развлечений. «Осенняя викторина»
Стратегия достижения поставленной цели:
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
1 этап: организационно - подготовительный;
2 этап: практический;
3 этап: заключительный.
1 этап. Организационно - подготовительный
• Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр.
• Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе).
• Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.
• Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин).
2 этап. Практический
• Проведение с детьми бесед.
• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
• Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.
• Экскурсия по участку детского сада.
• Оформление фото – выставки.
3 этап. Заключительный:
• Оформление фото – выставки совместно с родителями.
• Итоговое мероприятие «Осенняя викторина»
• Презентация по проекту для сайта МБДОУ
Предполагаемый результат:
• Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
• Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
• Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
• Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
• Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
• Чтение наизусть стихотворений об осени.
• Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Форма проведения проекта :
Дата Цели и задачи Совместная
деятельность
педагога с детьми Работа с родителями
1 неделя Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Унылая пора очей очарованье».
Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;
Беседы: «Осень золотая в гости к нам пришла.
Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать».
Рассматривание иллюстрации об осени: Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка).
Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Овощи-фрукты»
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Овощи», «Чудесный мешочек», «В саду - на огороде».
Ситуативный разговор: «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Как помочь раненому деревцу?».
Сюжетно - дидактическая игра «Юные защитники природы» Цель: Воспитание бережного отношения природе, желание беречь и защищать природу.
Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» А. Плещеев «Скучная картина» К. Бальмонт «Осень» Заучивание стихотворения И. Белоусовой «Осень»
Продуктивная деятельность: Рисование «Осенний лес». Аппликация «из природного материала». Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет», «Осень»
Подвижные игры: "Поймай листок", " Листопад". Сбор природного материала - листьев, цветов, ягод.
изготовление осенних букетов, изготовление поделок из листьев, овощей и фруктов.
Папка - передвижка «Осень - чудная пора».
2 неделя Учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;
Беседы: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?» «Почему опасно бегать с палками?»Беседа «О пользе деревьев для человека».
Сюжетно-ролевая: «Фруктовое кафе».
Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты».
Чтение художественной литературы Е. Благинина «Улетают, улетели» Л. Толстой «Дуб и орешник» К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало.»
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,
Продуктивная деятельность: Лепка: Лепка - " Гроздь рябины»", «Что нам осень принесла?»
Составление рассказов на тему: «Хорошо у нас в лесу», «Мы с мамой собираем грибы», «Как мы отдыхаем всей семьей на природе».
Подвижные игры: «Огород», «Листопад», "Поймай листок".
Консультация «Как провести с ребёнком осенний день»
Консультация «Как сохранить здоровье ребенка осенью»
Итоги:
Экскурсия в лес.
Оформление фото - выставки
Осенняя викторина.
Литература:
1. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
3. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
4. .Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
5. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009
6. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
Приложение№1.
1. Беседа об осени
ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
2. Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
3. Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
4. Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
5. Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
6. Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе
7. Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
8. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало.»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
9. Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ:
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
10. Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
11. Составление описательного рассказа по схеме: «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
12. Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии
Приложение №2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев (для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребё нком на тему: «Осенние деньки»;