Наталья Балашова
Краткосрочный проект «Что за чудо-пряники» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ д/с № 10 «Солнышко» Г. Приволжска
Краткосрочный проект
«Что за чудо – пряники!»
(познавательно-исследовательский, творческий)
Подготовила воспитатель
Балашова Н. Ю.
Актуальность проекта : Дети воспринимают мир как нечто потрясающее и волшебное. А что может так отражать волшебство, как ни кулинария: берутся разные продукты, смешиваются, варятся-парятся и получается что-то абсолютно новое — красивое и вкусное блюдо, а главное полезное.
Темочки:
Ведь не секрет, что в современном мире в связи с высоким темпом жизни родителям порой некогда готовить самим. В результате часто питаются нездоровой едой, а именно полуфабрикатами, фаст-фудами или блюдами из кафе/ресторана. А подрастающее поколение не имеет возможности научиться готовить.
Окунувшись в историю русских традиций и обычаев, можно сделать вывод, что ни один праздник на Руси не обходился без приготовления национальных блюд.
В начале реализации проекта, мною был проведен мониторинг детей и родителей, - Знают ли они историю возникновения русского пряника? Оказалось, что у детей таких знаний нет. А знания родителей показали, что всего 20 % родителей имеют знания о производстве пряников.
На Руси пряники пекут с древнейших времен. Как и другие сладости, пряники, в первую очередь, пекли на радость детям.
Таким образом, я считаю необходимым приобщать дошкольников к русской культуре, через формирование элементарных навыков приготовления пищи. Именно поэтому решила познакомить детей с процессом изготовления пряника.
Цель проекта :
познакомить детей и родителей с историей возникновения пряника на Руси.
Задачи проекта :
Образовательные
Расширять представления о русской национальной культуре, истории пряника, элементами технологии его приготовления, многообразии видов;
Создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к культуре своего народа;
Продолжить знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
Продолжить обогащение словарного запаса по данной теме;
Развивающие
Создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и традициям.
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и творческие способности дошкольников;
Развивать инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе;
Развивать творческую фантазию, воображение;
Воспитательные
Воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину, её историю и любовь к народным традициям;
Воспитывать уважительное отношение к труду людей, которые выращивают хлеб, к труду пряничных мастеров;
Воспитывать желание интересоваться окружающим миром;
Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети средней группы д/с № 10 «Солнышко», воспитатель группы Балашова Н. Ю., родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Повышение этнокультурной компетентности дошкольников. Дети получат знания об историю появления пряника на Руси. Узнают из каких компонентов он изготавливается, как называются профессии людей которые изготавливают пряники. Могут рассказать о видах пряника. Умеют формировать из теста пряники различными способами. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки. Сформируется устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности;
расширение кругозора воспитанников и их родителей; вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения родителей к всестороннему развитию своих детей, укрепление заинтересованности семьи в сотрудничестве с детским садом накопление практического материала по формированию и приобщению дошкольников к народному творчеству; оптимизация применения ИКТ.
Области развития детей:
Социально- коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Музыкальное развитие
Педагогические технологии:
Здоровье –сберегающие технологии
ИКТ
Личностно-ориентированные
Технологии проектной деятельности
Технологии исследовательской деятельности.
Этапы работы над проектом :
I Подготовительный этап.
• Составление плана совместной работы с детьми и родителями.
• Воспитатели: подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.
• Сотрудничество с родителями:
- оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта,
- подборка фотографий, литературы,
- разучивание стихотворений по теме,
- просмотр мультфильмов в соответствии с темой проекта,
- беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о
серьёзном отношении к воспитательно -образовательному процессу
в ДОУ.
II - Основной этап.
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, занятия, рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Социально – коммуникативное развитие
Чтение художественной литературы «Пряничный домик» Ш. Перро
Беседы: «Ай да пряник — просто загляденье»
«Пряник ароматный», «Праздничный пряник», «Как приготовить тесто для пряников», «На какие праздники пекли пряники», «Пряник мой, расписной!» (знакомство с традиционным русским искусством пряничного дела).
Сюжетно-ролевые игры: «Накроем праздничный стол», ««Семья», «Кафе».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
«Пряничный домик» русская народная сказка, «Гензель и Гретель», «Пряничный город», Американская сказка «Пряничный человечек».
Чтение и разучивание пальчиковых гимнастик, стихов, загадок, колядок, песенок, сказок о пряниках.
Беседы: «Почему пряник называют пряным?», «Как делают пряники?»
«Кто придумал пряники в форме «человечка»?»(познакомить, что пряничный человечек –герой американской версии сказки про колобка).
Инсценировка с использованием различных видов кукольного театра: «Пряничный домик», «Как солнышко в пряник попало», «Волшебное путешествие зернышка».
Познавательное развитие
Экспериментирование : «Что будет с пряником, если его не положить в полиэтиленовый пакет», смешивание ингредиентов, Замешивание теста для пряников.
Работа с технологическими картами.
Беседа: «Виды пряников»
Рассматривание альбома «Какие пекут пряники на Руси»
Просмотр мульфильмов по теме
Художественно – эстетическое развитие
Лепка: «Пряничный домик» (овладение технологиями работы со слоеным тестом, «Пряничные фигуры», «Жаворонки», «Новогодний пряник».
Аппликация: «Праздничный пряник»
Рисование: «Русские пряники», «Разукрасим пряничного человечка», работа с раскрасками.
Музыкальное развитие
Разучивание: частушек “ В гости к нам пришли матрёшки”,
танца "Пряники русские", песен о пряниках,
малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, частушки, пестушки, приговорки, чистоговорки) по теме
Знакомство с русскими народными хороводными играми
Работа с родителями:
Совместная работа детей и родителей: придумывание сказок, рассказов, загадок о пряниках;
Помощь в пополнении центра экспериментирования «Коллекция специй»
Консультация для родителей: «Изготовление пряников в домашних условиях совместно с детьми».
Привлечь родителей к изготовлению пряников дома.
III - Заключительный этап.
Занятие «Русский пряник, угощение знатное»
Результат проекта
Дети и родители познакомились с традицией пряничного искусства, проявили интерес к пряничному делу; в завершении проекта дети и родители показали более высокие показатели о знаниях о прянике;
у воспитанников и родителей расширилось представление о характере творческой деятельности мастера-прянишника, народных традициях;
дети научились отличать особенности разных видов пряников; воспитанники освоили азы изготовления и росписи пряников-козуль;
родители воспитанников высказали интерес к проекту, дали ему положительную оценку, проявили желание освоить искусство изготовления пряников и сделать это семейной традицией.
Вывод:
Реализация краткосрочного проекта по знакомству детей среднего дошкольного возраста с пряничным делом,позволила мне заложить в воспитанниках основы патриотического воспитания, любви к народному искусству пряничного дела; расширила представления воспитанников об особенностях труда мастеров-прянишников. Художественно-эстетическая составляющая проекта –способствовала развитию творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста, воображения, фантазии, эти качества активно формировались в процессе изготовления пряников, так же реализация этого проекта позволила улучшить навыки мелкой моторики и коммуникативные навыки, навыки взаимодействия.
Знакомство с пряничным делом помогло незаметно формировать у ребят
интерес к окружающему миру, способствовало развитию чувства
радости при постижении неизведанного, привитию уважительного
отношения к труду и любви к народным традициям.
По завершении проекта «Что за чудо - пряники» я планирую продолжить
эту работу в дальнейшем, активно привлечь к пряничному делу другие семьи воспитанников и педагогов-коллег, чтобы традиционное мастерство
изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, продолжало жить и радовать всех от мала до велика.
Список используемой литературы:
Журнал «Наука и жизнь» №12 за 2012 г., статья «Пряник на Рождество» с. 96-102.
2. Журнал «Народное творчество» №1 за 2005 г., статья «Пряничная страна»
3. Журнал «Народное творчество» №6 за 2009 г., статья «Пряничные чудеса» с. 25-27.
4. Г. Федотов «Русский пряник»
5. Королёва Н. С., Уткин П. И. «Народные художественные промыслы». Москва, 1991
Интернет ресурсы