Виктория Каргина
Краткосрочный познавательно-творческий проект «Зимушка-зима» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил воспитатель: Каргина В. Б.
МБДОУ №6 «Улыбка» Г. Пролетарск, Ростовской области
Актуальность: данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы
Публикация «Краткосрочный познавательно-творческий проект „Зимушка-зима“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: Формировать представления о живой и неживой природе зимой. Развивать умения находить признаки в живой и неживой природы зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней
Задачи:
• Обогащать знания детей о зиме.
• Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года (состояние погоды,
характерные осадки, состояние растений, особенности жизни диких животных,
птиц в зимний период.)
• Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу, умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
• Закрепить знания детей о зимних развлечениях, о свойствах снега
• Участие в наблюдениях, зимних забавах, новогоднем утреннике;
• Участие в выставке детских работ;
• Участие в совместных подвижно-дидактических играх;
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, совместной, двигательной, продуктивной, исследовательской, творческой.
Участники проекта :
Воспитатель: Каргина В. Б., дети, родители.
Вид проекта : краткосрочный, познавательно-творческий(1.12.23-29.12.23)
Тип проекта : групповой, информационно-практико-ориентированный, познавательно- творческий.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой, интерактивный.
Формы:
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-чтение художественной литературы
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры
-мультимедийные презентации
-выставки детских работ;
- культурно-досуговые мероприятия
Ожидаемый результат:
Проект поможет заложить у детей первые представления и ориентиры в мире
природы. Благодаря работе по проекту дети научаться наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления, у детей активизируется словарь, разовьется зрительное и слуховое внимание, укрепится сила мышц руки.
Общение с природой даст оздоровительный эффект, поможет снять
психологическую напряженность, агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому и друг другу. По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Бережно относится к природе. Расширить знания о зимней природе.
Составление дополнительных разработок игр, досугов, практических занятий;
Участие родительских работ в выставках группы «Ромашка»
Итоговое мероприятие: Новогодний утренник который состоялся 26.12.2023г.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
1. Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Разработка и накопление методических материалов.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор художественной литературы по теме.
5. Разработка мероприятий
2 этап -Основной :
1. Проведение бесед.
2. Чтение художественной литературы.
3. Словесные игры, дидактические игры.
4. Рассматривание альбома по правилам безопасного поведения зимой.
5. Художественный труд
6. Подвижные игры, хороводные игры.
7. Работа с родителями
Третий этап - заключительный:
Обработка результатов по реализации проекта.
Выставка творческих работ «Зимушка-зима».
Итог проекта новогодний утренник.
№ Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые) Социальные партнеры
1Познавательное
развитие Беседы: «Зимушка-зима»,», «Зимовье зверей», «Зимние забавы», «Праздник – Новый год».
Приметы ЗИМЫ
Цель: Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать детям представление о характерных признаках зимы; Познакомить детей с народными традициями, новогодними праздниками;Познакомить детей со свойствами снега. (Воспитатели, дети.)
2 Речевое развитие- Чтение х/ л: «Госпожа Метелица» «К нам приходит Новый год»; Фет А. А. «Кот по т, глаза прищуря….», «Мама, глянь-ка из окошка….»; Цветаева М. И. «У кроватки»; Снегир в Г. Я. «Про пингвинов» Ч рный С. «Волк»; Чуковский К. И. «Ёлка» Бажов П. П. «Серебряное копытце»;Бианки В. В. «Сова»,«Как муравьишко домой спешил»,«Синичкин календарь». (Воспитатели, дети.)
Просмотр презентации «Что такое снег», «Какая бывает зима», «Зима», «Животные разных стран», «Азбука безопасности на зимней дороге»
Цель: Дать детям представление о характерных признаках зимы; Познакомить детей с народными традициями, новогодними праздниками; познакомить с местом проживания различных животных. (Воспитатели, дети.)
3. Социально-комуникативное развитие. -Поделки на новогодний праздник. Выступление на празднике «Новый год»(Воспитатели, дети.)
4 Художественно – эстетическое развитие- Рисование: «Зима», «Снежинка», «Большие и маленькие ели», «Нарисуй своих любимых животных», «Наша нарядная елка». Лепка : «Козлик», «Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено», «Лепка по замыслу», «Новогодняя Ёлочка».
Конструирование: «Сказочный домик», «Разнообразные мосты».
Аппликация: «Дома на нашей улице» (Коллективная работа, «Большой и маленький бокальчики», «Новогодний шар» (Воспитатели, дети, родители.)
5. Физическое развитие «Кто быстрее», «Кто дальше»«Снежная карусель», «Проезжай и собирай» «Мороз- Красный нос», «Бабочки, лягушка, цапля» «Зайцы и медведь» «Два Мороза», «Мы веселые ребята», «Лиса в курятнике».
Цель: Расширять представление о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Активизировать двигательную активность, развивать физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений) .(Воспитатели, дети.)
6. Сюжетно-ролевая игра-«Ветеринарная лечебница» Цель: Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое,
внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения. «Путешествие на Север» - Цель: Формирование игровых умений и активизация воображения на основе полученных ранее знаний. - Распределение и обсуждение ролей (оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники).«В лесу» Цель: Закрепление названий различных видов растений, ягод грибов. Воспитание интереса и любви к природе. «Новый год приходит к нам» Цель: Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении (Воспитатели, дети.)
7. Привлечь родителей к жизни ДОУ совместно с ребёнком сделать «Новогоднюю поделку»(Родители, дети.)
8Выставка детских работ «Символ Нового Года».(Воспитатели, дети, родители).
Составление дополнительных разработок игр, досугов, практических занятий;
Участие родительских работ в выставках группы «Ромашка»
Итоговое мероприятие: Новогодний утренник который состоялся
26.12.2023г.
Результаты реализации проекта :
-Проект способствовал повышению познавательной активности детей, их творческих способностей, воображению, вниманию.
-Дети более углубленно познакомились с особенностями живой и неживой природы зимой.
-У детей значительно расширились представления о зимних явлениях, они научились видеть и понимать красоту природы.
-Стали более чуткими по отношению к зимующим птицам и животным.
-Познакомились с правилами безопасного поведения в природе.
-Познакомились с новыми произведениями поэтов, писателей, художников на зимнюю тематику.
Список использованной литературы:
•Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005.
•Багрова Л. А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. М. : ТКО «АСТ», 1996.
•Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста, - М. «Издательство Скрипторий», 2003.
•Шпотова Т. В., Кочеткова Е. П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – М. Просвещение, 2005.
•Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по экологии»Воронеж, 2010.
•Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
•Пахомова Н. Ю. Проектное обучение - что это? / Н. Ю. Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С. 42.
•Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И. А. Сырова, О. Г. Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
•Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
Интернет ресурсы:
•Русские народные загадки, пословицы, поговорки Москва «Просвещение»1990 г
•Иные интернет ресурсы.