Оксана Климина
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Комнатные растения — друзья человека» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в средней группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 оздоровительной направленности»
Краткосрочный познавательно-исследовательский
проект "Комнатные растения – друзья человека"
в средней группе
Воспитатели:
Климина Оксана Владимировна
г. Кириши
2017 г
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Название проекта : «Комнатные растения – друзья человека"
Руководитель проекта Климина Оксана Владимировна
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : Дети средней группы, родители и воспитатели
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
начало проекта 04.12.2017
конец проекта 15.12.17
Целевая группа воспитанники средней группы №1
Актуальность: Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М. М. Марковской, С. А. Веретенниковой, М. В. Лучич, А. М. Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Цель: Формирование у детей правил ухода за комнатными растениями, их значении в жизни человека, о роли человека для растения.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Развивать представления детей о развитии растений как живых организмов (питаются, дышат, растут) Познакомить с основными комнатными растениями, назначением их основных органов и частей. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста растений (свет, тепло, влага, почва). Осуществлять уход за комнатными растениями под руководством взрослых.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания. Развивать психические процессы: память, воображение, мышление, речь. Закреплять умение анализировать, обобщать, высказывать собственное суждение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития. Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, наблюдательность и любознательность. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.
Ожидаемые результаты:
Для детей
• Дети умеют различать и называть комнатные растения.
• Узнали много нового о полезных свойствах комнатных растений, овладели способами
• ухода за ними.
• Дети освоили основные навыки макетирования, используют макеты в игровой
• деятельности, отражают процесс ухода за растениями, используют в декорировании
• помещения.
• Проявляется устойчивый интерес к тематически многообразным произведениям о
• комнатных растениях, рассматриванию живых объектов, фотографий, иллюстраций.
• У детей сформированы знания о правилах ухода за растениями.
Для родителей
• Активное участие родителей в жизни групп
• Вызвать у родителей желание к совместной деятельности ребенок-родитель.
• Повышение интереса к работе ДОУ.
Для педагогов
• Повышение компетентности педагога в вопросах экологического воспитания детей и
технике художественного макетирования из бумаги, появление новых методических
разработок по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями.
Этапы реализации проекта :
I этап предварительный (01.12.17)
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Изучить методическую литературу по теме проекта.
3. Выбрать оборудование и материалы.
4. Организовать родителей для помощи проведения проекта.
5. Составить картотеку дидактических игр
6. Провести анкетирование родителей
I I этап практический (04.12.17-15.12.17)
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях как живых организмов (питаются, дышат, растут) и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его органов и частей.
3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями (под руководством взрослых) и условиями их выращивания (свет, тепло, влага, почва).
4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
5. Расширять и активизировать словарный запас детей.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
8. Оформление выставки комнатных растений.
III этап обобщающий (до 15.12.17)
1. Выявить уровень знаний дошкольников среднего возраста по поставленной проблеме;
2. Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
3. Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта
Игрушки и игровое оборудование: конструктор для постройки «Клумба для цветов»
Наглядно-дидактические пособия: картинки, фотографии с изображением комнатных растений
Книжный уголок: иллюстрации на тему «Комнатные растения», Андерсен Г. Х. «Дюймовочка». Стихотворения:Е. Благинина «Огонек»,
Г. Ракова «Фиалка», «Фикус», Л. Пилипенко «Алоэ»,С. Каратов «Комнатные цветы»,
Уголок сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм «Цветочный магазин» (искусственные, бумажные цветы, пластмассовые горшочки, картинки с изображением комнатных растений)
. Уголок изодеятельности: раскраски, иллюстрации, трафареты тематического плана
Дидактические, развивающие игры: «Выложи цветы» (мозаика, Парные картинки «Растения». «Угадай растение по описанию»,«Что изменилось?»,«Найди такой же»,«Собери целое из частей»,
«Какого цветка не стало?»
.Центр музыкально – театрализованной деятельности: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, маски различных цветов
Уголок природы: картинки, иллюстрации комнатных растений, подборка матероиала для поисково-исследовательской деятельности, карта наблюдений за цветами, лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки, тазик, картотека опытов и наблюдений за цветами.
План – график работы по реализации проекта.
Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога и детей Основные продукты деятельности
детей Сроки и место проведения Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Социально – коммуниккативное развитие
Рассматривание материала по теме: Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций.
Дидактические игры «Выложи цветы» (мозаика, Парные картинки «Растения». «Угадай растение по описанию»,«Что изменилось?»,«Найди такой же»,«Собери целое из частей»,
«Какого цветка не стало?»
Трудовая деятельность:
Полив комнатных растений,
Обтирание листьев комнатных растений,
Рыхление комнатных растений,
Пересадка комнатных растений.
• Строительные игры «Клумба для цветов»
• Сюжетно-ролевая «Цветочный магазин»•
Постройка из строительного материала 04.12.17 в группе, утро
В течении 2-х недель
06.12.17 вечер
08.12.17 вечер
05.12.17 вечер Подборка иллюстрационного материала
подборка дидактических игр
Лейки, тряпочки, палочки для рыхления почвы, передники
Кубики
Искусственные цветы, картинки с изображением цветов
Познавательное развитие Поисково-исследовательская деятельность:
Опыт «Поставить отросток в воду и в пустой стакан»,
Опыт «Поставить растение в тёмное место и на свет».
Просмотр мультфильма:
«Дюймовочка».
Беседы (познавательные минутки)
• «Как появились растения»
• «Части растения»
«Если бы не было растений» Выяснить из опыта детей, что знают о комнатных растениях, какие цветы знают.
07.12.17 утро
12.12.17 утро
После прогулки
Подборка матероиала для поисково-исследовательской деятельности, карта наблюдений
Речевое развитие Развитие речи «Кто ты?» (знакомство с новым комнатным растением)
Связная речь Составление описательного рассказа по картинам, иллюстрациям, цветам
Разгадывание загадок о цветах
Беседы «Комнатные растения дома»
Утро 14.12.17
После прогулки
12.12.17 утро Внесение новых комнатных растений : бегония, блальзамин
Художественно – эстетическое развитие Чтение художественной литературы: Андерсен Г. Х. «Дюймовочка». Стихотворения:Е. Благинина «Огонек»,
Г. Ракова «Фиалка», «Фикус», Л. Пилипенко «Алоэ»,С. Каратов «Комнатные цветы»,Н. Нищева «Комнатные цветы»,О. Аленкина «Кактус»,Б. Ферпер «Бегония»,
Заучивание Е. Благинина «Цветок-огонек».
Продуктивная деятельность: Раскрашивание картинок из серии «Цветы»
«Цветок» (аппликация,
(лепка) «Красивый цветочный горшок»
Музыкальная игра прослушивание музыки «Вальс цветов» П. И. Чайковского
Психофизическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок»
Работы детей В течении недели
15.12.17.
В течении недели
Во время продуктивной деятельности
Вечер 14.12.17 Подборка книг, иллюстраций к сказкам
Раскрашивание картинок по теме
Пластилин, стеки, доски
Маски цветов
Физическое развитие Подвижные игры «Солнышко и дождик»,
«Цветы и ветер».
Пальчиковые игры: «Цветы» «Алые цветы», «Посадим цветы»
На прогулке
Утро 13.12.17
Взаимодействие
с родителями Создание выставки растений,
Подбор познавательного и иллюстрированного материала,
Экскурсия с детьми в магазин «Цветы»,
Создание паспорта комнатных растений.
Анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Итоговое мероприятие:
Выставка детских работ «Маленький сад на нашем окне».
Анализ работы:
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых нами практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.