Татьяна Недумова
Краткий текст лекций для проведения занятия в колледже туризма по теме «Внешняя среда туристской организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет по образованию
Санкт-Петербургское государственное автономное бюджетное образовательное учреждение
“ КОЛЛЕДЖ ТУРИЗМА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА”
Краткий текст лекций
для проведения занятия по теме
«Внешняя среда туристской организации»
Специальность 43.02.10 “туризм”
ПМ 04 Управление функциональным подразделением организации
МДК 04.01 Управление деятельностью функционального подразделения
Раздел 1
Публикация «Краткий текст лекций для проведения занятия в колледже туризма по теме „Внешняя среда туристской организации“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Автор: Т. А. Недумова
Санкт-Петербург
2020
Внешняя среда туристской организации.
Факторы внешней среды туристической организации
Основные сферы деятельности фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Можно говорить о том, что управление компанией определяется двумя факторами:
• особенностью производства турпродукта;
• характером внешней среды.
Внешняя среда — это совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности. Внешняя среда представляет собой совокупность двух относительно самостоятельных подсистем (рис. 1) :
• макроокружения, или макросреды;
• непосредственного окружения, или микросреды.
Рис. 1. Внешняя среда туристского предприятия
Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней среды, с которыми туристское предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
Основные составляющие непосредственной внешней среды маркетинга представлены на рис. 2.
Рис. 2. Непосредственная внешняя среда менеджмента
Первой важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются потребители, их изучение позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов. На данный момент сила покупателей в туротрасли достаточно высока, это связано, во-первых, с падением покупательского спроса, а во-вторых, со слабой приверженностью покупателей к какой-либо марке.
Следующей составляющей непосредственной внешней среды являются конкуренты, и именно они задают те показатели, которые фирме предстоит достичь или превзойти. На сегодняшний день степень конкуренции в российской туротрасли очень высока. По официальным подсчетам, в России действует около 20 тыс. турфирм, не считая предприятий, работающих неофициально. Между всеми ними борьба идет за каждого клиента, активная конкуренция в качестве обслуживания, компании часто работают по себестоимости с целью снижения цены турпродукта. На основных направлениях массового туризма рынок практически поделен, поэтому выйти на освоенный рынок турпредприятию очень сложно.
Практически ни одна компания не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечив клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, жильем, организовать питание и т. д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации — смежники, обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании:
• средства размещения;
• транспортные фирмы;
• экскурсионные бюро и иные организации, предоставляющие услугу сопровождения и информационного обеспечения туристов;
• посреднические туристские компании;
• торговые фирмы;
• предприятия общественного питания и т. д.
Существенное влияние на деятельность турфирмы оказывают отношения с контактными аудиториями. Это организации, учреждения, потенциально или реально воздействующие на деятельность предприятия:
• финансовые круги (банки, инвестиционные фонды, финансовые, страховые компании и другие финансово-кредитные институты);
• средства массовой информации (пресса, радио, телевидение);
• общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо организованной силы, например жители курортной зоны);
• персонал фирмы.
В последнее время сложилась тенденция проникновения организаций из других отраслей, не связанных напрямую с туризмом, в туристскую отрасль. Туристским бизнесом занимаются крупные международные авиакомпании, банки, страховые общества, торговые дома и универсальные магазины, которые открывают филиалы по продаже путешествий или интегрируются с уже действующими турфирмами. Однако внешне такая конкуренция почти никак не проявляется, так как турфирмы очень сильно зависят от структур нетрадиционных форм продажи туристских продуктов.
Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды, в которой находится туристское предприятие. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе влияние макросреды и не может управлять ею.
Внешняя макросреда фирмы выступает как нечто заданное. Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реаги-ровать.
Макросреда определяется факторами общего плана, схематично представленным на рис. 3.
Рис. 3. Факторы макросреды менеджмента туристского предприятия
Экономические факторы
Экономика и туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Различаются воздействие экономики на туризм и, наоборот, воздействие туризма на всю экономику страны.
Воздействие экономики на туризм представлено двумя группами факторов.
1. Факторы, положительно влияющие на туризм :
• рост реального дохода;
• более равномерное распределение дохода;
• стабильное положение валюты и т. д.
2. Факторы, отрицательно воздействующие на туризм :
• экономические кризисные явления;
• спад промышленности (рост безработицы, сокращение заработной платы, временная работа);
• нестабильная ситуация с валютой;
• инфляция и т. д.
Социально-демографические факторы
Изучение влияния этой группы факторов предполагает анализ:
• изменения численности населения;
• размещения его по отдельным странам и регионам;
• возрастного состава населения с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров;
• типа семьи;
• пола;
• рода занятий;
• образования и др.
Основные демографические изменения проявляются в следующем.
1. Урбанизация, то есть увеличение доли городского населения за счет сокращения доли сельских жителей. А так как городские жители более активно участвуют в различных путешествиях, этот процесс положительно сказывается на развитии туризма.
2. В силу снижения ценности традиционной семьи наблюдается рост многообразия форм семейной жизни и одновременно снижается доля семей традиционной модели. Увеличивается число людей, предпочитающих жизнь в одиночестве или совместное проживание без соответствующего юридического оформления,
3. Происходит рост средней продолжительности жизни и увеличение числа стадий жизненного цикла и соответствующих возрастных статусов. Помимо традиционных периодов детства, юности, зрелости и старости, современный человек переживает стадию, связанную с появлением потребности и возможности продлить время обучения, профессионального и семейного самоопределения. Этот новый этап жизненного цикла, который образуется между юностью и зрелостью, О. Галлан называет «постъюношеством», а его появление в современном обществе объясняет следующими причинами:
• более поздним началом трудовой деятельности большинства молодых людей;
• неуклонным повышением в последние десятилетия возраста вступления в брак. Только за последние тридцать лет средний возраст вступления в брак отодвинулся на три года;
• сложностью обретения социального статуса и нестабильностью форм занятости молодых людей.
Философия нового возраста, по мнению О. Галлана, состоит в том, чтобы насладиться молодостью и, насколько возможно, отсрочить момент принятия на себя обязательств как по отношению к другим людям (семье, так и по отношению к своему будущему (продвижение по службе). «Постъюношество» соответствует появлению новой формы независимости: освобождаясь от родительской опеки, человек не замыкается немедленно в новые ограничивающие рамки и имеет возможность приобрести опыт в различных областях жизни.
Данная тенденция обусловила тот факт, что сегодня на рынке спроса на туруслуги существенную долю составляют несемейные люди в возрасте до 35 лет с высоким уровнем образования, выраженным стремлением к успеху, материальной обеспеченностью, нежеланием связывать себя семейными узами и заботами. В крупных промышленных городах Европы группа «одиночек» составляет почти 50 % от общей численности населения. На западном рынке туризма есть фирмы, которые работают только в этом сегменте. В частности, в Германии потенциал спроса в данном сегменте оценивается в 6-8 млн человек.
4. Наряду с ними значительный сегмент рынка спроса занимают люди, находящиеся в так называемой послеродительской стадии (когда выросшие дети покидают семью, характеризующейся оптимальным сочетанием таких важных ресурсов, как свободное время, материальное благополучие и хорошее здоровье.
5. Заметно расширился сектор рынка, представленный людьми преклонного возраста, так называемых сениоров (от 50 лет и старше, за счет снижения возраста выхода на пенсию и одновременного увеличения средней продолжительности жизни. Представители этой группы материально обеспечены, стремятся к активному наслаждению жизнью и готовы тратить деньги на собственное потребление, на «красивую жизнь».
6. Рост числа работающих женщин приводит к тому, что они становятся материально независимыми и могут позволить себе часть дохода направить на путешествия.
7. Произошли изменения в социальной структуре общества. Оно не стало однородным, но объективно сохраняющееся в нем неравенство субъективно перестало ощущаться людьми, так как утратило негативную окраску и понимается теперь как форма индивидуального жизненного стиля. Это связано также с существенным улучшением материального положения подавляющего большинства населения. Ослабевает социально-классовая идентификация.
Сегодня, например, рабочие развитых стран получают возможность вести образ жизни, характерный ранее лишь для элиты. В России за последние годы произошли существенные изменения в социально-классовой стратификации общества: значительно увеличилось число лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Несмотря на то что общие темпы роста населения замедляются, одновременно увеличиваются контингенты возрастных групп граждан с большими финансовыми возможностями и склонностью к туристским поездкам как в пределах своих национальных границ, так и в другие индустриально развитые государства. Влияние демографических факторов приводит к тому, что все новые категории лиц вливаются в туристское движение.
Природно-климатические факторы
Туризм и окружающая среда тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь туризма с природой и ее охраной необходимо рассматривать по трем главным направлениям (рис. 4.).
Рис. 4. Взаимосвязь туризма с природой
Реализация первого направления — охраны природы для туризма — базируется на том, что туризм не может существовать без естественной основы — природной среды — и, кроме того, предъявляет особые требования к ее состоянию, наличию специфических ресурсов. Туризм, как ни одна другая отрасль, заинтересован в сохранении природы, в регулировании антропогенных воздействий на нее, в экологизации всех сфер деятельности человека, создании экологически эффективных технологий, в формировании нового экологического мировоззрения людей. Поэтому для развития одной из наиболее доходных сфер человеческой деятельности — туризма — жизненно важна и необходима забота о чистоте природы, ее первозданной красоте.
Второе направление — охрана природы с помощью туризма — исходит из того факта, что туризм как вид активной деятельности, осуществляемый в тесном контакте с природой, воспитывает у человека любовь к природе, стимулирует ее охрану. Туризм является мощным инструментом экологического образования и просвещения населения, воспитания личности, нового человека с новым мировоззрением, сориентированным на взаимосвязь «человек — природа».
Если туризм планируется, развивается и управляется надлежащим образом, он может оказать значительное позитивное экологическое воздействие. В этой связи туризм может следующее.
1. Способствовать обоснованию и финансированию охраны важных природных территорий и фауны, а также развитию национальных и региональных парков и заповедников, которые являются важными туристскими ресурсами. Это представляет собой особо значимую выгоду в странах, где средства для охраны окружающей среды ограниченны.
2. Помочь обосновать и финансировать сохранение природного наследия, археологических и исторических объектов в качестве достопримечательностей для туристов.
3. Помочь улучшить качество окружающей среды, так как туристам нравится посещать привлекательные, незагрязненные места. Туризм стимулирует защиту окружающей среды, сдерживая воздушное, водное, шумовое и эстетическое загрязнение, способствуя снижению перегруженности и улучшению общего внешнего вида благодаря надлежащему проектированию ландшафтов и строительства. К тому же хорошо расположенные и спроектированные туристские объекты могут украшать как городские, так и сельские ландшафты. Улучшение качества окружающей среды также способствует совершенствованию инфраструктуры, особенно водоснабжения, канализации и удаления твердых отходов.
4. Способствовать повышению уровня экологического просвещения как туристов, так и местных жителей. Когда они, особенно молодежь, видят заинтересованность туристов в охране окружающей среды, то начинают осознавать значение этого вопроса в их городе, стране.
И, наконец, третье направление — охрана природы от туризма — связано с тем, что туризм, как и любая человеческая деятельность, воздействует на природный комплекс и является причиной ухудшения состояния природы (при чрезмерной «активности» туристской деятельности). Поэтому любой вид туристской деятельности должен осуществляться с учетом экологических требований, ограничиваться и регулироваться на государственном и межгосударственном уровнях, в том числе и в вопросах экологии.
На самом деле сохранение целостности окружающей среды является важнейшей предпосылкой развития туризма, так как только первозданная природа привлекает туристов и способствует их полноценному отдыху.
Культурные факторы
Менеджмент туристского предприятия находится под воздействием культурных факторов. Объекты, имеющие культурную и познавательную ценность, являются одними из основных туристских ресурсов. В процессе освоения определенного региона туристами в контакт вступают четыре различные культуры. Это культура того региона, откуда приезжают туристы; культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения туристов во время отдыха); культура местных жителей и культура обслуживания. Все эти культуры влияют одна на другую. Взаимодействие двух различающихся между собой культур называется окультуризацией.
Степень общественного воздействия туризма на культуру местных жителей зависит от различных факторов.
1. Самоопределение местных жителей и их открытость по отношению к новым воздействиям. В том регионе, где население имеет открытый способ мышления, а туризм при этом доминирует и утверждает чужую культуру, местная культура постепенно исчезнет.
Так возникают эффекты идентификации и имитации. Идентификация означает внутреннюю передачу составных частей чужой культуры, имитация же проявляется во внешнем подражании отдельным видам поведения и элементам привнесенной культуры.
При открытом способе мышления, но умеренной степени утверждения чужой культуры происходит медленное изменение культуры местных жителей путем запоздалого проникновения в нее элементов этой чужой культуры.
В регионе, где проживает население с закрытым способом мышления, но где существует высокая вероятность утверждения чужой культуры, можно ожидать сознательного и открытого отчуждения местных жителей. Такое негативное отношение может привести к тому, что местные жители затруднят осуществление новых туристских проектов.
В процессе развития туристского региона местное население может переживать различные фазы восприятия чужой культуры. На начальном этапе, когда чужая культура еще значит немного, имеет место внедрение чужой культуры или даже ее имитация (внешнее подражание отдельным видам поведения и элементам привнесенной культуры). При растущем утверждении чужой культуры и потере собственной идентичности происходит отказ от собственной культуры или высокая ее стилизация. Только на зрелом этапе развития туристского региона удается по-новому (на фоне чужой культуры) определить собственную идентичность (внутреннюю передачу составных частей чужой культуры) и прийти к новому самосознанию национальной культуры.
2. Структура населения региона. Окраинные регионы зачастую оказываются неподготовленными к общественным преобразованиям, возникающим в процессе развития туризма, и защитить идентичность местного населения сможет профессионализация культуры обслуживания.
Научно-технические факторы
Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.
Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы: транспортная техника, оснащение гостиниц и ресторанов, коммуникационная техника.
Развитие транспортных средств предоставляет туристам большую свободу передвижения. Гостиничная и ресторанная техника упрощает и стандартизирует работу в гостиницах и ресторанах, частично экономя рабочую силу. Особо следует подчеркнуть внедрение в индустрию туризма информационных технологий, без чего в настоящее время немыслима организация массовых туристских путешествий. Многие туристские фирмы уделяют большое внимание компьютеризации системы бронирования в режиме реального времени. Все пункты продажи в Германии и Франции оснащены такими системами. Высок уровень их использования в Испании, Дании и Нидерландах.
Политико-правовые факторы
Исследование политико-правовых факторов макроокружения дол* жно проводиться, в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти и управления в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство будет проводить в жизнь свою политику.
Политическая власть аналогично экономическим факторам имеет возможности непосредственного (издавая регулирующие отношения в сфере туризма правовые акты) и опосредованного (политический курс страны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государственная идеология) воздействия на туризм. Сильная и легитимная власть в государстве сдерживает рост криминала, обеспечивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций.
Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство управляет туризмом, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства. При различных формах государственного управления этот фактор проявляется по-разному.
При тоталитарной системе общественных отношений туризм выполняет государственную и государственно-политическую функцию, то есть подчинен политическим целям, планируется и управляется государственными учреждениями.
В стране с рыночной системой экономики государство самоустраняется от управления туризмом и предоставляет каждому гражданину свободу действий.
При социально-рыночной экономике свобода действий каждого индивидуума ограничивается в пользу благосостояния всех членов общества.
В порядке убывания степени влияния факторов внешней среды на развитие туриндустрии их можно расположить так.
1. Туристские ресурсы : природно-климатические, социально-культурные и иные виды ресурсов. Страна или регион, наделенные богатыми туристскими ресурсами, становятся объектом интереса со стороны туристов.
2. Потребности туристов, мода и предпочтения на туристском рынке. Модные тенденции определяют не только направления туристских потоков, но и виды туров, политику ценообразования туроператоров, формирующийся ассортимент субъектов туррынка.
3. Политические факторы. Негативное отношение властей, или политического курса страны, или региона к туризму и туристам, даже несмотря на экономическую или экологическую привлекательность направления, может свести туризм к нулю.
4. Экологические факторы по степени своего воздействия на туризм стоят выше факторов экономических, так как высокое материальное благополучие туристского региона на фоне удручающей экологической ситуации никогда не спасет въездной туризм. Туристы с большим удовольствием будут посещать страны «третьего мира», обладающие нетронутыми цивилизацией пляжами или океанами. Так, например, Индия, половина населения которой проживает за чертой бедности, щедро наделена практически всеми видами туристских ресурсов и притягивает к себе туристов.
5. Экономические факторы.
Таким образом, туристское предприятие действует на рынке не обособленно, а в окружении и под влиянием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду менеджмента. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.
Контрольные вопросы
1. Какие элементы представляют непосредственное окружение туристского предприятия?
2. Охарактеризуйте основные факторы внешней макросреды, влияющие на деятельность предприятия.
3. В чем состоят экономические функции туризма?
4. Приведите примеры того, как туризм отрицательно воздействует
на окружающую среду. Какой механизм можно использовать для того, чтобы уменьшить это воздействие?
Список рекомендуемой литературы
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ (ред. 2020) «об основах туристкой деятельности в РФ» (в ред. Федеральных законов от 10 января 2003г. №15-ФЗ, от 22 августа 2004г. №122-ФЗ)
2. Балашов А. П. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М 2012.-288с.
3. Грибов В. Д. Менеджмент : учебное пособие. -М. : КНОРУС, 2009.- 3-е изд. -315с.
4. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие. -М. : Новое знание, 2009 г. -336с.
5. Казначеевская Г. Б. Менеджмент учебник -М. : КНОРУС. 2013.-240с. –(среднее профессиональное образование)
6. Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : Учебное пособие. -СПб. : Питер, 2010.-512с.
7. Менеджмент : Учебно-методическое пособие (Игнатьева В. А., Максимцов М. М., Вдовина И. В., Доценко Е. В., Горностаева А. И.) -М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2012. -284с.