Лаптева Светлана
Фотоотчет «Край, родимый край — Чукотка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание чувства любви к родному краю, через дидактические игры Народов Чукотки.
«Край, родимый край!» Фото-отчёт
Подготовила воспитатель высшей категории Лаптева С. И.
(из опыта работы)
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактические игры – настоящая палочка – выручалочка для воспитателей. До определённого возраста дети хорошо усваивают материал, поданный в игровой форме. Благодаря ей они получают новые знания и развивают свои умственные способности. Какие бывают дидактические игры? Игры бывают разными. Согласно общей классификации, их делят на словесные, настольно – печатные и игры с предметами. Однако все они преследуют одну цель – чему – то научить и построены по одной и той же схеме: задача, действие и результат.
Публикация «Фотоотчет „Край, родимый край — Чукотка“» размещена в разделах
- Чукотский автономный округ, Чукотка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2024
К. Д. Ушинский придавал большое значение игре как средству воспитания. Он рассматривал как действительность ребёнка с его действиями и переживаниями, подчёркивал, что она более интересна ребёнку, чем окружающая его жизнь, потому что более понятна. Дошкольник знакомится с окружающим, пробуя свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как на самом деле у него ещё нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению К. Д. Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребёнка и в известной мере формируют его личность. Крупнейшие педагоги, учёные, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. В совокупности дидактические игры способствуют формированию коммуникативных качеств; развитию мышления, воображения, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности и творческой активности; формированию познавательных интересов. Они создают интерес в решении умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада, с любви к природе родного края.
Чукотка - суровый, но прекрасный край. Край, вечной мерзлоты, снегов и морозов. Край, расцветающий яркими красками за короткое чукотское лето. Мы на Чукотке первыми встречаем день. Мы живём в гармонии с суровой северной природой. Мы как никто другой, знаем, что такое взаимопомощь, ведь без неё у нас никак. Мы любим место в котором мы живём. Чукотка – это Край, в котором проживают представители различных наций. У каждой нации - своя история, культура и традиции, свои национальные игры.
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры народов Чукотки, которые можно использовать в первую половину дня, во вторую, на прогулке и даже предложить родителям.
«ОДЕНЕМ КУКЛУ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ)
Цель: учить называть предметы верхней одежды, учить надевать её правильно и последовательно. Воспитывать чувство любви к родному краю. Развивать разговорную речь детей.
Материал: кукла, одежда для куклы: кухлянка, камлейка, шапка, меховые штаны, меховые варежки, торбоса.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картин с изображением взрослых, коренной национальности, рассматривание верхней одежды.
Описание игры: воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит: «Посмотрите ребята, какая красивая кукла. Она хочет погулять, сходить в гости в соседнюю ярангу. Давайте поможем ей одеться, на улице холодно, нужно потеплее одеть Катю». Воспитатель (показывает) надевает на куклу меховые штаны, торбоса, кухлянку, камлейку, шапку и варежки, при этом поясняя, что именно надевает. Просит детей уточнить.
Например: «Саша, что я сейчас надела на Катю?».
Саша: «Вы надели на куклу кухлянку».
Воспитатель: «Пришла Катя в соседнюю ярангу к Тане в гости, Таня приглашает Катю пить чай, но в пологе жарко в верхней одежде. Кто поможет Кате раздеться?»
Воспитатель вызывает 2-3 детей, которые снимают по 1-2 вещи. При этом дети обязательно должны называть, что они снимают. Например: «Снимем торбаса». Или: «Я помогу Кате снять кухлянку и камлейку».
В конце игры подводится итог, анализ.
Указания к проведению игры: Эта игра проводится как самостоятельное занятие.
«НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, узнавать его животный мир, уметь называть характерные признаки животного, развивать речь детей.
Материал: иллюстрации животных: белый медведь, бурый медведь, нерпа, олень, волк, лиса, заяц, морж.
Описание: у воспитателя иллюстрации животных Севера. Показывая каждую иллюстрацию, воспитатель рассказывает о том, кто на ней нарисован. Даёт краткое описание. Например: «- Это белый медведь. Он живёт только на Севере. Он очень большой и красивый. У медведя шерсть белого цвета. Умка хорошо плавает, питается нерпой и рыбой.
После пояснения каждой иллюстрации, воспитатель предлагает детям рассказать об одном из указанных воспитателем животных.
Предварительная работа: познакомить детей со сказкой Ю. Яковлева «Умка», провести подвижные игры: «Полярная сова и евражки»; «Поймай оленя».
Указания к проведению игры: игра проводится как часть занятия по развитию речи и как самостоятельный вид деятельности.
«ЧУКОТСКАЯ ОДЕЖДА»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, знать и уметь называть одежду людей коренной национальности.
Материал: картинки с чукотской одеждой, комлейка, кухлянка, торбаса, штаны и шапка из оленьего меха.
Предварительная работа: прежде, чем провести эту игру, следует детей познакомить с произведениями чукотских поэтов и писателей. Юрий Рытхэу «Повелитель ветров»; Антонина Кымытваль «Непоседа», в которых рассказывается о жизни и быте чукчей, иллюстрации одежды и обуви.
Описание: у воспитателя иллюстрации свыше перечисленной одеждой. В начале игры воспитатель даёт пояснения к каждому рисунку (если игра проводится впервые или долго не проводилась, затем предлагает одному из детей выбрать любую картинку с одеждой или обувью и рассказать о ней.
Например: - Кухлянка сшита из оленьего меха, очень тёплая, её носят зимой. Камлейка- сшита из материала, надевается на кухлянку, чтобы в неё не набивался снег. Дети, не принимающие непосредственного участия в описании, внимательно следят за рассказом товарища и помогают ему, если он затрудняется.
Указания к проведению игры: игра проводится сначала как самостоятельное занятие, затем как часть занятия по родному языку.
«РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ)
Цель: прививать чувство любви к родному краю, знакомить детей с растительным миром Чукотки, учить группировать:
цветы - одуванчик, колокольчик, полярный мак;
ягоды – шикша, голубика, брусника;
растения – карликовая берёза, ивняк, ягель.
Предварительная работа: во время летних прогулок в распадок, рассмотреть с детьми растения, рассматривание в детском саду гербария.
Материал: гербарий.
Описание: в начале занятия, воспитатель даёт описание каждому растению, затем раздаёт детям по одному листу гербария. Предлагает внимательно рассмотреть их, затем, каждый из детей должен рассказать о своём растении.
Например: - У меня карликовая берёзка, она очень маленькая и листочки у неё маленькие, круглые, зелёного цвета. Мы сорвали берёзку на сопке. Или: - У меня цветок одуванчик. Я знаю про него стихотворение:
Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное
Ветерку послушное.
После того, как каждое из растений будет названо, воспитатель предлагает поднять руки тем, у кого цветы, ягоды, другие растения. В конце подвести итог.
Указания к проведению: игра проводится как самостоятельное занятие.
Ягоды.
Голубика
Брусника
Шикша
Морошка
«КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА РЫБКА?»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)
Цель: учить детей правильно называть рыб, которые водятся в реках и озёрах нашего края, прививать чувство любви к родному краю, развивать речь. Воспитывать усидчивость. Уметь сравнивать рыб по величине, обозначая сравнения словами – больше, меньше, одинаково по величине.
Материал: рыбы, вырезанные из картона – хариус, чир, голец, налим, корюшка.
Предварительная работа: рассматривание рыб на картинках, а также, свежемороженых – корюшка, чир, голец.
Описание: воспитатель: - Дети, представьте, что перед вами большая и красивая река, назовём её Амгуэма. В ней водится много рыбы. Посмотрите на этих рыбок. Какие они все красивые: разного цвета, разной величины.
Например: хариус маленький, серый, а налим большой, с усами. Кто найдёт среди этих рыбок ещё одного хариуса?
-Найдите рыбку такую как у меня. Как она называется? (голец). Если рыбу голец сравнивать по величине с налимом, что можно о них сказать? (голец по величине меньше, чем налим. Или, налим больше, чем голец.)
Указания к проведению игры: сначала игра проводится как составная часть занятия по родному языку и только после того, как дети хорошо усвоят название рыб, можно игру использовать и на занятиях по математике для уточнения величины предметов.