Елена Жадан
Коспект занятия по краеведению «С чего начинается Родина».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «С чего начинается Родина».
Цель: Формировать общее представление о нашей Родине.
Познакомить с формами поверхности с опорой на физическую карту.
Развивать восприятие, мышление,
Корректировать речь детей.
Воспитывать любовь к своей Родине, бережное отношение к окружающему.
Материал: физическая карта России, герб, книга-плакат «Я живу в России», выставка рисунков «Моя Родина», книжная выставка «Изучаем родной край», элементы ландшафта, большая пластмассовая крышка с отверстием посередине и резиновая груша с водой, носовые платки (оборудование и эксперименты, альбомные листы, фломастеры; аудиозапись произведений русских композиторов о Родине.
Публикация «Коспект занятия по краеведению „С чего начинается Родина“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Словарь: малая Родина, Россия, граница, физическая карта, Москва, Волга, Волгоград.
План занятия
I. Организационный момент. Навыки общения.
II. Сообщение темы и цели занятия. Хоровая форма речи. Дети читают тему занятия на обложке книги-плаката.
III. Введение к теме:
1. Прослушивание песни «С чего начинается Родина?» (один куплет и припев).
2. Дать определение понятию «малая родина»
3. Предложить нарисовать свою малую родину.
IV. Объяснение нового материала.
1. Уточнение представлений «Что такое наша Родина?»
2. Словарная работа со словами: Родина, Россия.
3. Знакомство с физической картой:
a) Дать определение понятий «Физическая карта»;
b) Знакомство со столицей нашей Родины Москвой;
c) Знакомство с реками. Волга;
d) Знакомство с областным городом. Волгоград;
e) Знакомство с морем, горами, равниной.
V. Упражнение на телерантность.
VI. Повторение пройденного материала. Задание по распознаванию форм поверхности.
VII. Итог занятия.
I. Организационный момент
День был серый, - Добрый день!
Непогожий, Сказал прохожий,
Над Землей Ты ответил:
Густела тень. – Добрый день!
После этого мгновения
До конца
Большого дня
Почему-то настроение
Было добрым у тебя.
Давайте и мы скажем «Добрый день!» друг другу и гостям, чтобы настроение у нас было добрым не только во время занятий, но и до конца большого дня.
Приступаем к занятию. Сели прямо. Слушаем внимательно.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.
/Хоровая форма речи. Дети читают заголовок книги плаката «Я живу в России»/.
Сегодня мы будем знакомиться со страной, в которой живем.
III. Введение к теме.
1. Звучит первый куплет и припев песни «С чего начинается Родина?»
2. Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился и провел свое детство. Это место называется малой родиной
/Хоровая форма речи. Чтение первой страницы книги-плаката/.
«Малая родина» - это место, где человек родился».
Каждый человек знает свою малую родину.
Кто, ребята, знает из вас, где родился? (Раздаются альбомные листы, на которые записаны анкетные данные детей)
Дети повторяют данные со своих листов.
3. Нарисуйте, пожалуйста, каждый свой родной город, деревню или село.
Дети рисуют под музыку (5 мин)
IV. Объяснение нового материала.
1. Отложим фломастеры. Рисунки закончим на следующем занятии и поместим их в нашу книгу.
Давайте придвинем рисунки поближе друг к другу. Посмотрите, что у вас получилось: много маленьких родин и одна… большая Родина.
Кто из вас знает, как она называется? (Ответы детей).
2. Хоровая форма речи. Словарная работа со словами Родина, Россия.
3. Положите, пожалуйста, руки друг другу на плечи. Из ваших рук получилась линия, отделяющая нашу Родину от других государств. Эта линия называется граница. Запомните, пожалуйста, это слово.
a) Давайте, посмотрим, как наша Родина выглядит на карте. Карты бывают разные. Мы сегодня отправляемся в путешествие по физической карте России.
Что это такое? На этой карте наша Родина изображена в уменьшенном виде с помощью различных знаков. На географической карте наша Родина похожа на могучую птицу в полете, которая широко раскрыла крылья.
Горы, равнины, леса, реки и моря, города и деревни – это все наша страна, наша Родина. И вы имеете право с гордостью сказать: «Это моя Родина».
b) На карте нашей страны мы видим много кружков. Это города.
- Какой самый главный?
- Как он обозначен?
- Кто может назвать его?
Давайте познакомимся с ним поближе.
/Демонстрируется страница из книги-плаката/. Хоровая форма речи: «Москва – столица нашей Родины». Звучит аудиозапись песен о Москве.
Москва – огромный город. И по числу жителей и по своим размерам. Он стоит в числе крупнейших городов мира. В Москве насчитывается около 4000 улиц и площадей.
Москва. Кремль. Эти два имени рядом, потому что Кремль – сердце Москвы. Его древние стены с бойницами и башнями помогали жителям древней Москвы спасаться от врагов.
Москва – столица нашей Родины. Здесь работает наш президент, наш парламент, правительство.
Подумайте, почему так говорят:
Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
А теперь, ребята, посмотрите, в какие цвета раскрашена карта?
/ Ответы детей: в синий, зеленый, коричневый/.
c) На карте много синего цвета.
- Как вы думаете, что это такое?
Вода.
/Демонстрируется страница из книги-плаката. «Реки, речки и моря по земле текут не зря». Один из детей читает заголовок/.
Вода нужна всем. Без нее не могут прожить животные, растения, люди.
Без еды человек может прожить довольно долго, а без воды несколько дней. Каждому из нас в день нужно 2-3 литра воды.
Как мы еще используем воду?
Ответы детей.
Воду мы пьем. Моемся. Стираем белье. Вода используется для приготовления пищи. Воду используют фабрики и заводы. Без воды не могут расти и плодоносить растения. Вода обогревает наши жилища. Вода – это дороги и т. д.
- Что я показываю сейчас?
- Что это? Река.
- Как обозначены реки на карте?
- Сколько рек в России?
/Демонстрируется страница из книги-плаката «Издалека долго течет река Волга». Звучит аудиозапись этой песни/.
Рек очень много. У них разные названия (Лена, Енисей, Иртыш и т. д.). Одна река особенно любима русским народом. О ней говорят:
«Красавица народная, как море полноводная».
- О какой реке говорят?
/Показываю Волгу на карте. Хоровая форма речи/.
Родину люди называют «Родина-мать», а главную реку страны называют «Волга-матушка». Без Волги невозможно представить нашу жизнь. С древних времен Волга давала не только воду, но и кормила людей рыбой. По ней переправлялись и люди, и грызуны.
d) Мы к Волге тоже имеем отношение.
- Может быть кто-нибудь знает, почему я так сказала?
Правильно, наш областной город назван в честь этой реки.
/Демонстрируется страница из книги плаката. Волгоград. Хоровая форма речи. Звучит аудиозапись песни о Волгограде/.
Мы с вами живем в Поволжье, т. е. недалеко от Волги.
- Кто из вас может показать город Волгоград?
Я хочу рассказать и показать вам, как родилась эта великая река.
Дело в том, ребята, что под землей тоже есть вода. И в этой воде не плещутся рыбы, к ней не летят птицы, не идут звери, чтобы напиться. И поэтому она упорно пробивается наверх. И, наконец, где-нибудь в низине, где помягче земля, вверх начинает бить маленький фонтанчик.
Случится в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше –
Присядь, попробуй на пенек,
Не торопись. Послушай.
Шумит листва. Шуршит трава,
Не умолкают птицы,
Родник в траве журчит едва
Спеша на свет пробиться.
Родник родился!
Родник совсем тоненький, его можно закрыть ладошкой. Извиваясь, ручеек бежит куда-нибудь под уклон. Встречается с другими ручейками, крепнет, набирается сил. Так постепенно ручеек становится речкой.
/Аудиозапись шума реки по возрастающей/.
Экспериментирование:
Надавливаю на грушу, вода начинает бить вверх, заполняет крышку.
- Что нужно сделать, чтобы получился ручеек? (наклонить крышку).
Давайте посмотрим, куда впадает река еще раз. В море. Волга – в Каспийское море, Лена – в море Лаптевых и т. д.
- На каком море мы отдыхали летом?
- Кто из вас расскажет о нем?
/Демонстрируется страница книги-плаката «Море». хоровая форма речи. Звучит аудиозапись шума моря/. Показывают по карте Черное море.
- Какая в нем вода?
- Какого размера море?
- Что такое шторм?
Море – большое царство воды. Когда стоишь на одном берегу и смотришь вдаль, то видишь только воду, воду… Другого берега не видно. Вода в море соленая. Мы обязаны морю солью, без которой человек не может жить. Когда на море нет ветра, оно кажется ровным, как зеркало. Но вот подул ветер и сразу появляются волны. Ветер усиливается и волны становятся все выше и выше.
- Что опасно в такую погоду делать?
- Только ли для человека опасно море?
- Ребята, когда мы отдыхали на море, куда ходили? (на экскурсию)
- Что видели?
/Демонстрируется страница из книги-плаката «Горы». Хоровая форма речи/
- Как эти горы называются?
- В какой цвет они закрашены?
В нашей стране горы занимают большие пространства. Горы поднимаются на сотни, тысячи метров ввысь.
Вершины гор могут быть плоскими, округлыми, острыми. Они покрыты вечными снегами и ледниками.
Почему?
Горы, как и море, необычайно красивы. Но горы имеют еще одно очень важное значение. С древних времен люди использовали горные породы в строительстве, в изготовлении посуды, предметов искусства и т. д. Если я вас спрошу, какие горные породы вы знаете, и как человек их использует, вы задумаетесь. Хотя многие из них вы хорошо знаете. Песок. Глина. Известняк. Гранит. Каменный уголь.
- Где они используются? Давайте вспомним вместе.
/Коллективное обсуждение/.
Экспериментирование.
Посмотрите, как очень давно образовались горы.
/Воспитатель показывает с помощью носового платка, одетого на руку, как происходили колебания земной поверхности. Дети повторяют эксперимент/.
А теперь обратимся к зеленому цвету.
- Как вы думаете, что это?
- Правильно, леса, луга, поля.
- Большое пространство ровной или слегка холмистой поверхности называется равниной.
/Хоровая форма речи. Демонстрируется страница книги-плаката «Равнина»/.
На равнинах удобно возводить постройки, заниматься земледелием, прокладывать дороги, на равнинах растут леса.
- Почему говорят:
«Лес – наше богатство». «Земля – кормилица».
- В какой местности живем мы?
V. Упражнение на толерантность.
Мы с вами слегка утомимились.
И лучшим лекарством для нас будет улыбка и добрые мысли.
Давайте сделаем такое упражнение.
Встали на цыпочки, подняли руки вверх, сделали глубокий вдох. А теперь, опуская руки через стороны, делаем выдох, руки подносим к груди на уровне сердца.
Улыбнулись. И каждый пожелал нашей Родине чего-нибудь хорошего и поблагодарил за заботу.
VI. Повторение пройденного материала.
Задание по распознаванию форм поверхности.
/ Раздаю элементы ландшафта:
равнина – листы зеленой бумаги,
море, река – вырезаны из голубого картона,
горы – камни;
деревья - /
Найти в раздаточном материале:
равнину, реку, море, гору, деревья.
Сделать макет земной поверхности.
VII. Итог занятия.
Трудно за одно занятие познакомиться с такой страной, как Россия. За свою долгою историю русские люди создали неповторимые ценности, мудрые книги (внимание на выставку, прекрасные памятники архитектуры, произведения искусства.
Потеряв все это, человек перестает развиваться. К сожалению мы очень часто наносим ущерб нашей Родине, не бережем то, что нас окружает: природа, вещи, предметы, которые созданы трудом многих людей.
Доброта, милосердие, любовь к своей Родине и друг к другу, взаимопомощь – вот чем всегда славились русские люди, и это качество называется патриотизмом.
Я знаю, что вы выучили к занятию стихи о нашей Родине. Давайте вместе послушаем их.
/Дети читают 2-3 стихотворения. Стихотворение «Ты береги нас» читает воспитатель. В руках держит глобус/.
Смотрю на глобус –
шар земной.
И вдруг вдохнул он,
как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах
как слеза
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги»
Остановил олень
свой бег:
«Будь Человеком человек.
В тебя мы верим –
не солги.
Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
Смотрю на глобус –
шар земной,
Такой прекрасный и
родной.
И шепчут губы:
не солгу.
Я сберегу вас, сберегу.
Е. Шкловский.
/Воспитатель благодарит детей за работу на занятии. Отмечает наиболее активных/.