Екатерина Мануйлова
Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ
Мы предлагаем примерную схему занятий, апробированных нами на практике. Занятия не расписаны как конспект, потому что все содержание дается в приложении, из которого Вы по своему усмотрению можете скомплектовать занятие по-своему.
Занятие 1
1. Ритуал начала занятия.
2. Упражнение «Как меня зовут».
Публикация «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени» : см. с. 62).
3. Пластический этюд «Солнышко».
— От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.
4. Игра «Дотронься до.».
— Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает: «Дотронься до. синего!»
Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 2
1. Ритуал начала занятия.
2. Этюд «Скажи хорошее о друге».
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.
10
3. Игра «Найди друга».
Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
4. Игра «Мяч в руки».
Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 3
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Ветер дует на.».
Со словами «Ветер дует на.» воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра. брат. кто больше всего любит сладкое. и т. д.». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки»).
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
3. Этюд «Сочиним историю».
Воспитатель начинает историю: «Жили-были дети старшей группы одного детского сада.», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
4. Игра «Дракон».
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 4
1. Ритуал начала занятия.
2. Этюд «Скажи хорошее о друге» (2 ребенка).
3. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи».
11
Воспитатель говорит: «Все мы — львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!» — пусть раздастся самое громкое рычание.
Затем все выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, темпе, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
4. Ритуал окончания занятия.
Занятие 5
1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа «Как можно пожалеть» (см. с. 56).
3. Этюды на выражение страдания и печали:
— «Ой-ой, живот болит!»
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки.
У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем. Том и Тим.
Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.
Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.
Этюд «Я так устал».
Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал.».
Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой — помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.
4. Ритуал окончания занятия.
Занятие 6
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо».
3. Этюд «Спаси птенца».
Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:
12
— Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!
4. Ритуал окончания занятия.
Занятие 7
1. Ритуал начала занятия.
2. Сказка «Маша и сандалики».
3. Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.
4. Этюд «Глаза в глаза».
Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.
Воспитатель предлагает:
— Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!»
Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 8
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей».
3. Пластический этюд «Птицы». (Музыкальное сопровождение).
4. Ритуал окончания занятия.
Занятие 9
1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа «Как можно понять настроение человека?»
3. Игра «На что похоже настроение?»
Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше воспитателю воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое
13
облачко в спокойном голубом небе, а твое?» В конце воспитатель обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.
Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
4. Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 10
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра-перевоплощение «Ты — маленькое деревце».
3. Пластический этюд «Я — маленький листочек».
4. Ритуал окончания занятия.