Наталья Миракова
Коррекционно-развивающие пособие «Здоровые глазки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт коррекционно-развивающего пособия
«Здоровые глазки»
Цель: Профилактика нарушений зрения дошкольников с помощью тренажера для глаз «Здоровые глазки» по методике В. Ф. Базарного
Основные задачи:
-общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
-закрепление простейших понятий: «вверх», «вниз», «влево», «вправо», «поворот», «разворот».
Темочки:
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2024
-формирование у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения.
Нозологическая группа: дети дошкольного возраста
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Подробное описание процедуры работы с пособием:
тренажёр «Здоровые глазки» можно использовать как пособие для занятия, например, если с детьми необходимо разучить или закрепить такие понятия, как «влево». «вправо», «наверх», «вниз», «поворот», «разворот» или для физминутки между занятием.
Я в своей работе использую оба эти варианта, но в основном второй. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Актуально именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в сохранении и укреплении своего здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Одним из эффективных тренажеров для глаз считается тренажер В. Ф. Базарнова. Данный тренажер в виде цветных контуров должен располагаться на потолке или высоко на стене, и дети должны водить глазами по цветным контурам, горизонтали и вертикали. Каждый цвет выполняет определенную функцию: красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон; зелёный - цвет гармонии, равновесия, успокаивает; жёлтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы; синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга. Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя. Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.
Учитывая особенности детей дошкольного возраста, для привлечения их внимания к выполнению этих движений, упражнения я предлагаю в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны детям. Поэтому было принято решение объединить тренажёр профессора Базарного с магнитными фигурками и стихотворным сопровождением. Так и «родился» тренажёр «Здоровые глазки».
В начале я знакомлю детей с важностью сохранения и укрепления здоровья. Мы беседуем на темы, в частности укрепления своего зрения и вреде долгого пребывания у телевизора, компьютера и игры в телефоне. Затем, мы знакомимся с различными приёмами расслабления мышц глаза, такие как:
«Ладошки» — закрывания ладонями глаз на тридцать секунд для снятия напряжения глаз.
«Филин» — ребенку предлагают крепко зажмуриться, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.
«Далеко-близко» — игра, во время которой ребенок переводит глаза с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.
«Листья» — следить взглядом за падающими листьями с неподвижной головой.
«Солнышко» — повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз). И так, постепенно мы знакомимся и с тренажёром «Здоровые глазки» и с героями различных стихотворений, сопровождающих гимнастику, такими как: «Паровозик», «Самолёт», «Стрекоза», «Рыбка» и др.
Ребятам очень нравятся наши динамические паузы на занятиях, когда в гости к нам «приезжает Паровозик» или «прилетает Стрекоза» и проводят глазную гимнастику. А когда они «уходят», вместе с ними «уходит» и напряжение с глаз, и дети снова готовы продуктивно работать. С такими героями легче запомнить понятия: «вверх», «вниз», «влево», «вправо», «поворот», «разворот» и это только плюс, ведь ориентировка в пространстве пригодится и в игре, и в жизни.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Моя задача, как воспитателя сохранить и укрепить здоровье воспитанников должна базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
При планировании гимнастики, я учитываю принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем перехожу к более сложным движениям с использованием стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст вначале использую небольшой (до 4 строк, а затем перехожу к более длинным.
Когда ребята уже запомнили стишок и героя, который помогает нашим глазкам отдохнуть, подбираю стишок побольше с другим героем-помощником.
Стимульный материал пособия (демонстрационный, раздаточный, бланки для заполнения, материалы и оборудование) и его описание): нет
Фото готового пособия: