Маргарита Андреева
Коррекционно-развивающее занятие по теме «Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие "Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина" проходило в рамках краткосрочного познавательно-речевого проекта "Творчество Е. И. Чарушина" в подготовительной группе МБДОУ д/с "Ягодка". Занятие итоговое, открытое, с применением ИКТ и пр. современных методов и приёмов. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. Дети учатся слушать чтение книги, рассматривать иллюстрации и вспоминать соответствующие им эпизоды текста, отвечать
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие по теме „Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
на вопросы, связанные с развитием действия, описанием образа.
К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Для того, чтобы решить эту задачу, в нашей логопедической группе был проведён проект «Творчество Е. И. Чарушина», который был посвящен творчеству Е. И. Чарушина.
далее занятие
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
коррекционно-развивающего занятия
для детей подготовительной группы 6-7 лет
«Творчество Е. И. Чарушина»
Подготовила:
логопед М. С. Андреева
с. Александровское 2013г
Конспект открытого
коррекционно-развивающего занятия
«Творчество Е. И. Чарушина»
Цели:
1). Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е. И. Чарушина, воспитывать интерес к чтению.
2). Развивать диалогическую речь, память, слуховое внимание, мышление, воображение, творческие способности детей.
3). Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным (чувство ответственности за своих питомцев).
3). Учить детей отвечать на вопросы развернутой фразой из 4-6 слов (полным ответом); учить элементам пересказа (пересказывать текст из нескольких простых предложений с наглядной опорой на демонстрационный материал).
4). Упражнять в определении первого звука в слове;
упражнять в навыках звукобуквенного анализа.
5). Учить разгадывать кроссворд.
6). Воспитывать мотивацию к обучению и умение работать в коллективе.
Задачи НОД:
Образовательная область «Познание» :
Закреплять имеющиеся знания детей о творчестве Е. И. Чарушина;
развивать логическое, пространственное мышление, внимание, память;
формировать навыки сотрудничества во время НОД;
продолжать формировать навыки самооценки.
Задачи образовательных областей.
«Коммуникация» - совершенствовать диалогическую форму речи;
«Социализация» - воспитывать у детей взаимовыручку и желание помочь другим;
«Здоровье» - развивать мелкую моторику пальцев рук;
«Физическая культура» - совершенствовать опыт сочетания движений со словом.
Активизация словаря:
иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист, скульптор.
Оборудование:
Компьютер, проектор, демонстрационная картина по рассказу Е. И Чарушина «Томка» (для составления схемы слова, альбом с детскими иллюстрациями «Ребята о зверятах», фишки (цветные, бархатная бумага, цветные шерстяные нитки, аудиозапись логопедическая распевка «Лиса», ватман с кроссвордом, презентация «Вступление», выставка книг Е. И. Чарушин иллюстраций автора.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”,”Тюпа, Томка и сорока”,”Томкины сны”,”Лисята”, «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р», «Щур», «Волчишко», «Медведь», «Лиса», «Кабан-секач», «Барсук»и др, разучивание логопедической распевки «Лиса», пальчиковой игры «Кролик», разучивание стихотворений о животных и творчестве Е. И. Чарушина,беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Под мелодию «В мире животных» дети входят в группу и садятся на свои места. Музыка затихает…
Дети проговаривают хором:
Сяду прямо,
Не согнусь,
На отлично потружусь…
Если нужно отвечать,
Надо руку мне поднять.
Чики-чики-чики-чок,
Не стесняйся язычок.
Логопед: А сейчас внимание на экран.
2. Просмотр презентации «Вступление».
1слайд. Кто не любит зверюшек?
Зайчат, медвежат и хрюшек?
2слайд. А тот, кто Чарушина книги читал,
О разных животных много узнал.
3слайд. Забавные киски, собачки и птички,
В книжках живут на каждой страничке.
4слайд. Сам автор рассказов для вас рисовал.
5слайд. Вот Томка, вот Тюпа
О них ты читал?
6слайд. Так книжки откроем мы с вами скорей,
Найдём мы там много пушистых зверей.
3. Отгадывание произведения и его автора.
Послушайте внимательно отрывок из уже прочитанного произведения.
«Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке.»
- Как вы думаете, чьи это слова (Лисы).
- Из какого произведения (Лиса с лисятами).
-Кто написал этот рассказ (Е. И. Чарушин).
4. Логопедическая распевка «Лиса».
Логопед:
Давайте вспомним нашу любимую логопедическую распевку «Лиса».
(под музыкальное сопровождение) Диск №179 «логопедические распевки».
Са-са-са в гости к нам пришла лиса.
Су-су-су и живёт она в лесу.
Сы-сы-сы много дела у лисы.
Со-со-со она крутит колесо.
Молодцы!
5. Беседа о книгах ( повторение слов: иллюстрация, художник анималист, скульптор).
Логопед:
Ребята! В прошлый раз мы с вами говорили о книгах и познакомились с элементами книги. Какими?
Дети: Обложка, титульный лист, оглавление (содержание).
А что такое “иллюстрация”? (Ответы детей).
Логопед: В словаре русского языка слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”. Все ребята вашей группы любят слушать чтение книг. Кто-то читает книги уже самостоятельно, предпочитая с иллюстрациями,кто-то на них внимания не обращает, предпочитая само содержание книги.
Как вы думаете, нужна ли иллюстрация в книге?
Кто выполняет эти иллюстрации?
Кто такой художник анималист?
Где хранят книги?
Как нужно относиться к книгам?
(Ответы детей).
6. Пальчиковая гимнастика «Кролик».
Логопед: Вспомните, каким зверькам Е. И. Чарушин дал такие клички (Машка, Сенька, Матрёшка, Яшка, Лёшка, Акулька, Женька, Прош? (Крольчатам). Сколько их было? (Восемь). Заметьте, их было столько же, сколько и вас сегодня.
Давайте, поиграем.
Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)
Розовым носом, смешными усами (указательными пальцами дотронуться до носа, прижать к губам)
Норку глубокую роет себе сильными лапками в мягкой земле (Роет норку, перебирая пальчиками).
Чистит он шёрстку себе или спит («чистим шёрстку»,руки складываем и кладём под щёку)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов. (шевелим «ушами», обнять себя обеими руками и нагнуть голову вниз спрятавшись).
7. Гимнастика для глаз «Совушка» (картинка на экране).
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
8. Отгадывание загадок (отгадка появляется на экране).
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт.
Она знать дает.
Ответ: Собака
Назовите клички собак в произведениях Е. И. Чарушина (Томка, Плошка)
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Ответ: Кот
Как звали кота в рассказе Е. И. Чарушина «Щур»? (Васька).
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это –
Ответ: Волк
Как называется рассказ Е. И. Чарушина, где главным персонажем выступает маленький волчонок? (Волчишко).
9. Пальчиковая разминка с массажным мячиком.
«Этот мячик не простой,
Весь колючий,
Вот такой.
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Им ладошки растираем.
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз. Два, три, четыре, пять,
Нам пора и отдыхать»
дети проговаривают слова и выполняют упражнения вместе с логопедом.
10. Выкладывание первого звука в словах на бархатной бумаге из шерстяных ниток.
Логопед:
Выложите первый звук в слове Томка, Плошка, Васька.
Дети: Т, П, В.
Логопед: Какие это звуки?
Дети: Согласные, твёрдые…
11. Звукобуквенный анализ слова «ТОМКА».
Логопед:
Перед вами фишки разного цвета, картинка с иллюстрацией. Назовите имя этого персонажа? (Томка)
Составьте схему к слову «Томка».
[ Т ]- согласный, твёрдый.
[ О ]-гласный.
[ М ]-согласный, твёрдый.
[ К ]-согласный, твёрдый.
[ А ]-гласный.
Сколько звуков в слове(5).
Сколько букв в слове? (5).
Сколько гласных? (2).
Назовите гласные в слове (О, А).
Сколько согласных в слове(3).
Назовите согласные звуки (Т, М, К).
Схема слова ТОМКА появляется на экране.
12. Викторина «Умники и умницы» по произведениям Е. И. Чарушина.
1. Кто чаще всего бывает героем рассказов Е. И. Чарушина? (Животные, маленькие зверята).
2. Какие сны видит Томка? Какая это собака? (Охотничьи, охотничья собака. «Томкины сны»).
3. Кто научил мальчика Женю выговаривать букву Р? (Ворона. «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р»).
4. Что съел Плошка? (Мячик «Щур»).
5. Каким стал Щур после обеда? И почему? (мокрым, т. к он искупался в чашке с водой. «Шур»).
6. Продолжите слова пословицы «Как волка не корми, …» (а он всё-равно в лес смотрит. «Волчишко»).
13. Физминутка.
Логопед: :
- Сейчас мы попробуем изобразить щенков, таких, как Томка.
- Покажите, какие щенки маленькие. Для этого присядьте, пожалуйста, колени обхватите руками.
- Щенки медленно растут. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки вверх. - Покажите, как щенки подпрыгивают.
- Покажите, как щенки бегают
- А сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите «Гав!»
14. Разгадывание кроссворда:
Логопед:
- Мы с вами говорили, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. А кем он был для птиц и зверей, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд.
Для этого нам нужно отгадать загадки
(отгадки появляются на экране проектора.)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (журавль)
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? (грач)
д я т е л
с о р о к а
ж у р а в л ь
г р а ч
Логопед: :
- Обратите внимание, что все отгадки можно назвать одним словом. Каким?
- Правильно. Это – птицы.
- Попробуйте прочитать выделенное слово (кто уже умеет читать).
- Друг.
- Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках.
15. Чтение стихотворений.
Логопед:
Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о Е. И. Чарушине.
Рустам. М.
Давно уж выросли зверята-
Его «Волчишко», например,
Слепым щенком он был когда-то,
А нынче- волк – пенсионер.
Катя. Т.
А тот, кто был когда-то киской,
Бенгальским тигром стал давно,
Но подходить, как прежде, близко
К нему теперь запрещено.
Коля. П.
Наш не стареющий Чарушин
Счастливой юности поэт-
Нарисовал нам львов, оленей,
Тюленей новых поколений
И так прекрасно, совершенно,
На очень много, много лет!
16. Итог.
Логопед:
-Ребята, скажите о творчестве какого художника и иллюстратора мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось больше всего?
-Давайте поблагодарим наших гостей. Думаю, что вы их сегодня порадовали своими знаниями и умениями, своими грамотными ответами, правильной и красивой речью. Нашим гостям было очень интересно.
Спасибо вам, ребята.
Все молодцы!