Оксана Бельчакова
Коррекционно-развивающее занятие «Цирк зажигает огни»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог — психолог МБДОУ ДС ОВ №4 Бельчакова О. Н. Коррекционно – развивающее занятие «Цирк зажигает огни».
Педагог – психолог МБДОУ д/с ОВ №4 Бельчакова О. Н., Краснодарский край, станица Кущёвская
Задачи:
-на примере клоунов различать и понимать характер эмоционального состояния людей,
-познакомить со способами саморегуляции поведения,
-учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта,
-познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
-формировать внимательное отношение к другим моделям, развивать чувство доброты.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие „Цирк зажигает огни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Материал: сундучок, цветные колпачки, носы клоунов, портрет клоуна без глаз, рта, носа, печатки из картофеля, гуашь, клей, одноразовые тарелки, цветной песок, коврик для злости, стаканчики для крика, трубочки, подушка для битья, листочки с нарисованными воском пиктограммами, волшебный водопад,
Ход занятия
Звучит песня «Цирк» в исполнении Олега Попова, муз. В. Шаинского,
сл. М. Пляцковского. Вбегает весёлый клоун со своими друзьями клоунятами (у детей на головах колпачки. Психолог- клоун:
-Здравствуйте, гости дорогие!
Низкий вам поклон со всех сторон!
От Саши и Даши,
Любительниц вкусных конфеток.
От Маши и Дениса,
Любителей воздушного риса.
От Саши и Ангелины
Это наши будущие балерины.
И, наконец, от Толяшки.
НУ, просто, милашки.
Привет, я клоун Тошка
От меня вам всем картошка (как-будто бросает зрителям).Ой, не вам, дорогие гости принёс я картошки, а моим маленьким клоунятам. А для чего я вам её принёс (чешет затылок). Может быть вспомню, а пока я покажу вам свой портрет (вынимает портрет, но на нём нет глаз, носа, рта, волос). Ребята, разве бывает клоун без лица? Вот, вот, теперь я вспомнил, для чего я принёс вам картофель и краски. Давайте пофантазируем и придумаем, как можно из картофеля сделать моё такое прекрасное весёлое лицо (дети обмакивают картофель в разноцветную краску и отпечатывают на портрете глаза, нос, рот, шапочку).
Вот какие внимательные дети,
Всё увидели, всё заметили
И правильно ответили.
Здорово справились,
Вы мне все понравились.
Психолог- клоун:
- Ребята, а какое настроение у нашего клоуна. Весёлое, радостное. Давайте же устроим «весёлый салют». Дети руками изображают салют
(Психолог раздаёт детям коктейльные трубочки, капает на бумагу гуашь, разведённую в воде. А дети дуют в трубочки – получается разноцветный салют). Психолог- клоун:
-Я клоун Тошка-Тяп-Ляп, и хочу с вами поиграть. Ребята, а чтобы нам было весело и радостно, давайте представим, что мы с вами оказались на арене цирка. Арена яркая, светлая, загадочная и волшебная. Друзья, а что должен делать клоун на арене цирка. Клоунята:
- Веселить, развлекать, смешить, плакать, заставлять задумываться, ничего не бояться.
Психологклоун: - А чтобы понять какой клоун на арене, смешной или грустный, нужна маска. У меня маска весёлого клоуна, а хотите, чтобы и у вас на лицах были маски. Дети проходят за столы и изготавливают из заранее приготовленных одноразовых тарелочек маски с разными эмоциями. Психолог- клоун: - Настроение человека можно определить по выражению лица. А как ещё можно определить настроение человека. ( Ответы детей: по голосу, интонации) Игра «Повтори фразу» Клоуны – мастера на все руки. И сейчас каждый из вас попробует представить свою маску и своим голосом выразить эмоцию, озвучить её соответствующей интонацией. Психолог- клоун: И так, представление первых клоунов.
Игра «Клоун, клоун повернись и …грустным покажись» Первые два клоуна: - «Мы грустные клоуны». Психолог- клоун:
- Беседа о настроении-грусть. «Клоуны, а когда вам бывает грустно? (Ответы детей). - «А как вы думаете, как избавиться от грусти?». (Дети по очереди предлагают способы повышения настроения.
Психолог- клоун:
- «Я тоже знаю несколько способов и хочу с вами поделиться. Например, поиграть с друзьями, вспомнить о чем-нибудь приятном, вспомнить о сладкой конфете, взять свою любимую игрушку, прижать к себе, поиграй с ней, сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать рисунок, улыбнуться себе в зеркале. Вот видите как много способов повышения настроения».
Игра-релаксация: «Волшебный водопад».
Психолог- клоун:
- «Я вам предлагаю сейчас повысить свое настроение необычным способом. (Музыкальное сопровождение "Звуки водопада" Музыка №3) «Что это за звук? Это водопад! Посмотрите, какой удивительный водопад, давайте подойдем к нему! Какой он цветной! Тут все цвета радуги! Это волшебный водопад! Как здесь чудесно! Как здесь волшебно! Ребята, здесь повышается настроение! Заходите сюда. Что вы чувствуете в таком водопаде? (Дети проходят через водопад).
Психолог-клоун: Представление следующего клоуна.
«Клоун. Клоун повернись и … сердитым покажись»
Клоун: «Я- сердитый клоун».
Психолог - клоун:
- Беседа об эмоции-злость. А вы злились когда-нибудь? Что ты делаешь, когда злишься? ( Ответы детей: ругаюсь, дерусь, кричу… .)
Упражнение: «Обзываемся овощами». (Музыкальное сопровождение)
Психолог - клоун: «Я хочу вас научить, как правильно бороться со злостью и обидой и предлагаю вам поругаться. Но не плохими словами, а … овощами. Например, «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква»…
- «А еще… можно использовать «стаканчик для криков». Давайте в него покричим и оставим в нем всю свою злость…».
- «Так же, можно использовать «коврик злости». Здесь, оказывается тоже можно оставлять свою злость. Предлагаю зайти на коврик (одному ребенку) и вытирать ноги до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться". (Музыкальное сопровождение) .
Знакомство с подушкой "для битья" :
Есть подушка для спанья.
Есть подушка для битья.
Будут кулаки чесаться,
Или ты захочешь драться,
Подойди к подушке той
И ударь её рукой
Можешь бить за всё на свете,
Ведь подушка не ответит…
Можно поиграть в весёлую игру.
Давайте поиграем в весёлую игру и превратимся в маленьких гномиков.
Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)
По дороге гриб нашли, (руки над головой изображают шляпку)
А за ним-то раз, два, три – показались ещё три!
(повороты из стороны в сторону руки на поясе)
И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)
Гномы в школу опоздали, (погрозить пальцем)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (развести руками)
Психолог-клоун: Представление следующего клоуна.
«Клоун. Клоун повернись и … боязливым покажись»
Клоун: «Я- боязливый клоун».
Психолог- клоун:
Беседа об эмоции-страха. А чего ты боишься?- темноты. Ребята, а вы знаете, что со страхом можно поиграть
Упражнение «Солнечный лучик» В нашем цирке много гостей и нам надо их развеселить, но неожиданно выключили свет и один солнечный лучик проник на арену, он:
коснулся глаз – закрывайте глаза; коснулся лба – пошевелите бровями;
коснулся носа – наморщите нос;
коснулся губ – пошевелите губами;
коснулся подбородка – подвигайте челюстью;
скользнул по плечам – приподнимите и опустите плечи;
коснулся рук – потрясите руками. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся.
Этюд «У страха глаза велики»
Ход упражнения. Психолог вместе с детьми встает в круг (на расстоянии вытянутых рук друг от друга) Представьте, что у вас большой, огромный страх (дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображает большие, круглые глаза при помощи рук). Дети повторяют движения вслед за педагогом. Но теперь страх уменьшается (дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедиться, что ни у кого нет больше “больших глаз” и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!
Вывод: Эта игра вам сейчас помогла увидеть, как выглядят ваши лица, когда вы испытываете чувство страха, и как можно его побороть. Когда в очередной раз вы будете чего - то боятся, вспомните эту игру, и прогоните свой страх далеко.
Психолог – клоун: Представление следующего клоуна.
«Клоун, клоун повернись и обиженным покажись».
Клоун: «Вы такие стишки знаете, так весело играете, а я не умею! Я на вас обиделся!
Психолог – клоун: Что же делать с обидой, как её победить? (Пожалеть) Как можно пожалеть? (Обнять, погладить) Давайте пожалеем клоуна. Смотрите клоунята, каким стал клоун? (Добрым) Что в нем изменилось? (Улыбка, глаза)
Психолог – клоун:
Упражнение «Сюрприз». В мире много красок. Каждый цвет имеет своё настроение и название. А сейчас я всех вас хочу удивить! Посмотрите у меня в руках волшебные листочки. Вам надо закрасить их и вы увидите, что произойдёт!
(Музыкальное сопровождение) Дети закрашивают красками заранее подготовленные листочки с нарисованными воском пиктограмм или посыпают песком, а потом показывают это всем зрителям.
Это - красный цвет, ярче цвета в мире нет.
Цвет оранжевый - огонь, этот цвет рукой не тронь.
Желтый цвет его сосед, это солнышка цвет
Цвет зеленый - цвет весенний, он любимый цвет растений.
Если в небе тучек нет, голубой у неба цвет.
В синем цвете нам видна высота и глубина.
Фиолетового цвета гребни гор в часы рассвета.
Психолог – клоун:
- Это сочетание цветов называется радугой потому, что происходит от слова «радость». Радуга бывает после дождя. А сегодня у нас звёздный дождь! И нам аплодируют зрители! Но пора возвращаться в детский сад. Психолог – клоун:
- Сегодня ребята мы побывали на арене цирка, веселили, развлекали, смешили, заставляли ничего не бояться и справляться со злостью.
Вопросы:
- С какими эмоциями познакомились?
( ответы детей: радость, грусть, злость, страх, обида) - Как можно определить настроение человека? ( ответы детей: по выражению лица, по голосу и интонации, по вкусу и запаху, по цвету)
- Как можно избавиться от злости, страха? ( ответы детей: поиграть, покричать в стаканчик, потопать, похлопать)
- Ребята, вам понравилось занятие? А что больше всего понравилось и запомнилось? Здорово! Чудесно! Прекрасно! Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии закрытия, которая поможет нам всем выразить дружеские чувства и благодарность друг другу за проведённое вместе время.
Упражнение «Круг друзей».
Дети и взрослые встают в круг. Держась за руки и двигаясь по часовой стрелке, выполняют движения в соответствии с текстом:
В этом зале все друзья?
Все: Я, Ты, Он, ОНА!
Улыбнись соседу справа. Улыбнись соседу слева. В этом зале все друзья?
Все: Я, Ты, Он, ОНА!
Потрогай нос соседу справа, потрогай нос соседу слева. В этом зале все друзья?
Все: Я, Ты, Он, ОНА!
Погрози соседу слева. Погрози соседу справа. В этом зале все друзья?
Все: Я, Ты, Он, ОНА!
Обними соседа слева. Обними соседа справа. В этом зале все друзья?
Все: Я, Ты, Он, ОНА!
Наше занятие подошло к концу. Всего вам доброго!