Венера Кашапова
Коррекционно-развивающая программа для ученика начальных классов с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа для ученика начальных классов
с НОДА
Хафизова Гульшат Нашатовна
Кашапова Венера Ханифовна
Рахматуллина Римма Мирхатовна,
учителя начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа г. Азнакаево» Республики Татарстан
Публикация «Коррекционно-развивающая программа для ученика начальных классов с Нода» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Постановка проблемы. Одной из задач начального образования ФГОС является учёт индивидуальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с детским церебральным параличом.
Изложение основного материала. У учащихся начальной школы с ОВЗ выявляются нарушения в психическом развитии, а также двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Двигательные нарушения:
• выявляются ограничения в предметно-практической деятельности;
• недостаточное развитие предметного восприятия.
В таких случаях ребенок нуждается в психологической помощи. Эта помощь включает социальное, медико-педагогическое и психологическое сопровождение детей с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция есть важнейшее звено в оказании психологической помощи школьникам с НОДА разной степени тяжести физического, интеллектуального дефекта.
Основная цель коррекции – это создание системы комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися с НОДА, позволяющего учитывать их особые индивидуальные образовательные потребности на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении.
Задачи программы :
• Развитие познавательных процессов: пространственно-временных представлений, памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания, мелкой моторики.
• Обучение навыкам произвольного поведения.
• Снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков, навыков общения со сверстниками и с педагогом.
При изучении психических функций ребё нка мы пришли к такому выводу:
Эмоционально–волевая сфера дружелюбна, легко вступает в контакт. Эмоциональная реакция на ситуацию диагностики проявляется в виде интереса. Зрительное восприятие развито недостаточно: наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Мелкие детали не различает (особенности зрения)
Временные представления и пространственные представления сформированы: дифференцирует правую и левую стороны, верх/низ, знает времена года, отличает последовательность времени суток. Понимает и определяет понятия вчера, сегодня, завтра есть.
Внимание. При выполнении заданий требуется постоянная поддержка и помощь взрослого, внешняя стимуляция.
Память. Процесс запоминания замедленный, требует постоянного повторения. Преобладает непроизвольное, образная, тактильная и эмоциональная память.
Мышление наглядно-действенное. При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь учителя.
Мелкая моторика. Недостаточно развита. Движения рук ограниченны, угловаты.
Уровень усвоения учебного материала: с интересом воспринимает новую информацию, с подсказками.
Содержание программы
Программа условно делится на 3 секции
1 секция. Занятия на развитие зрительно-моторной координации на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильной чувствительности.
2 секция. Коррекционная работа над развитием устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
3 секция. Занятия на развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Занятия проводятся 1 раз в две недели, продолжительность 45 минут, общее количество занятий – 18.
Выводы. В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, развивается потребность ребенка в общении.