Раиса Мякотина
Коррекционная работа с часто болеющими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Чесменский детский сад
«Солнышко"
Инструктор по физкультуре : Р. Н. Мякотина
Одно из наиболее эффективных средств улучшения физического состояния детей – дифференцированный подход к ребёнку с учётом состояния его здоровья, нервной системы, уровня физической подготовки.
В нашем детском саду такой подход осуществляется в секции общей физической подготовки «ЗДОРОВЕЙКА» для ослабленных и часто болеющих детей.
Такую форму работы мы выбрали не случайно. Используя модель физкультурно - оздоровительной работы, разработанную в нашем детском саду
Публикация «Коррекционная работа с часто болеющими детьми» размещена в разделах
Мы пришли к выводу, что в большинстве случаев секционной работой охвачены старшие дошкольники, и направлена она на способных, активных
детей. А ослабленные воспитанники остаются в стороне. У часто и длительно болеющих детей в основном схожие отклонения в здоровье: заболевания ЛОР-органов, нервной и сердечно - сосудистой систем, задержка речевого развития, низкий уровень двигательной активности, дифицит движений, возникающий во время болезни, сниженный мышечный и эмоциональный тонус.
В начале учебного года совместно со старшей медсестрой детского сада, мы отбираем дошкольников, имеющих статус часто и длительно болеющих, ослабленных, обсуждаем содержание занятий, исходя из состояния здоровья детей, и ставим следующие задачи:
- знакомить детей с самомассажем и элементами точечного массажа через игровые упражнения;
-формировать правильное дыхание;
- развивать мелкую моторику;
-укреплять мышечный корсет;
-повышать эмоциональный тонус;
-приобретать начальные знания о возможных способах оздоровления своего организма и навыках их выполнения.
Один из самых перспективных, простых и общедоступных методов оздоровления детей - самомассаж и массаж биологически активных точек.
Точечный массаж - элемент психофизической тренировки, способствующий снятию нервно-эмоционального напряжения, расслаблению мышц, оздоровлению организма.
Игровой самомассаж «Умоемся»
Воспитатель: Ребята, вы по утрам умываетесь? Дети отвечают.
Я очень люблю умываться чистой прохладной водичкой! Это так приятно и полезно! Давайте представим, что мы захотели умыться. Включаем кран.
Какая прозрачная вода течёт из крана! Но сначала помассируем наше личико: погладим лобик, щёчки, бровки, глазки, реснички, носик.
Проводится массаж лица
Молодцы! А теперь ушки.
Проводится массаж ушных раковин.
Давайте погладим их, ласково потянем вверх, вниз, влево, вправо. Нажмём на мочки ушей, теперь пальчиками нежно покрутим сначала внутри, потом за ушными раковинами.
Рекомендуется сделать 7-8 вращательных движений
А теперь пора сполоснуть лицо. Наберём в ладошки прозрачную, прохладную водичку и умоемся. Молодцы.
Помимо массажа очень важно обучить детей с ослабленным здоровьем – правильному дыханию. Это лучше делать в игровой форме. Детям предлагаются разнообразные дыхательные упражнения, например: «Надуем шар», «Ароматное яблоко», «Сдуй одуванчик» «Погрей ладошки».
Важно приучить ребёнка вдыхать через нос. Дыхание должно быть полным, чтобы расширилась грудная клетка и развивались мышцы живота. Упражнения нужно выполнять медленно, без музыкального сопровождения, не вызывая дыхательного дискомфорта. Чтобы заинтересовать детей и вызывать желание выполнять дыхательные упражнения, мы придумываем сюжет.
Дыхательная гимнастика «Утро»
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами очутились у бабушки в деревне! Рано- рано утром нас разбудил петух.
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1-3-поднять руки в стороны, сделать вдох, 2-4-опустить руки, похлопывая по бёдрам – «ку-ка-ре-ку»
Выдохнуть (упражнение «Петух»)
Рано утром мы проснулись,
С удовольствием мы потянулись.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1-3-руки поднять, потянуться, сделать вдох, 2-4- обнять себя за плечи, выдохнуть.
Выглянули мы в окошко,
Порадовались солнышку!
Увидели под окошком
Клумбу с цветами.
Как они благоухают!
К клумбе носик поднесли,
Аромат цветов вдохни.
И. п. - ноги на ширине плеч, ладони сложены в виде бутона. 1-3- наклонить голову, вдохнуть, 2-4- поднять голову, произнося «а», выдохнуть (упражнение «Аромат цветов»).
А там вдалеке
По реке плывёт пароход!
Прогудел наш пароход,
В плаванье нас всех зовёт.
И. п. - о. с. 1-через нос с шумом набрать воздух, 2- задержать дыхание на 1-2сек, 3- с шумом выдохнуть (выдох удлинённый) воздух через сложенные трубочкой губы со звуком «у-у-у» (упражнение «Гудок парохода»).
Для улучшения мышечного тонуса, укрепления дыхательных мышц и опорно-двигательного аппарата в занятия включаются ОРУ.
Кисти рук, стопы, ушные раковины - своеобразные рефлексогенные зоны, связанные с различными органами и системами, способствующие не только развитию мозга, но и оздоровлению организма. Поэтому на занятиях мы используем различные ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Мышка - Чистюля»
Дети проговаривая слова, растирают поочерёдно каждый пальчик на руках.
Мышка мылом мыла лапки,
Каждый пальчик по порядку
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно,
Самый грязный был наверно!
Безымянный тёрла пастой,
Сразу кожа стала красной.
А мизинчик быстро мыла,
Очень он боялся мыла!
Вот такие занятия, направленные на оздоровление часто болеющих детей, проводятся в нашем детском саду. Надеемся, что наш опыт окажется полезным и интересным для коллег.