Червяткина Юлия
Коррекция нарушений сенсорного развития у дошкольников со сложным дефектом средствами сенсорной интеграции
▼ Скачать
Коррекция нарушений сенсорного развития у дошкольников со сложным дефектом средствами сенсорной интеграции.
Аннотация. В статье характеризуется метод терапии Э. Джин Айрес, основанный на сенсорной интеграции, раскрываются особенности его применения в ГБОУ Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 1708» в области коррекции развития детей дошкольного возраста с множественными нарушениями.
Публикация «Коррекция нарушений сенсорного развития у дошкольников со сложным дефектом средствами сенсорной интеграции» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Метод сенсорной интеграции разработан Э. Джин Айрес в 1950-х гг. Представляет собой один из методов сенсорно - интегративной терапии, направленной на стимуляцию и интеграцию функционирования различных органов чувств у детей с нарушенным развитием. Основные положения метода описаны в книге Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития», неоднократно переведенной на русский язык и заслуженно пользующейся успехом у специальных (коррекционных педагогов) и родителей детей с нарушенным развитием. В английском языке словосочетание sensory integration используется и для описания процессов обработки сенсорной информации в ЦНС, и для названия специфического вида терапии, основанного на привлечение, стимулировании и улучшении процессов сенсорной интеграции. В русском языке двойное использование термина сенсорной интеграции неприемлемо. Более корректно применять громоздкое словосочетание «Терапия,основанная на сенсорной интеграции». Для удобства в статье мы условно используем термин «сенсорная интеграция».
В ГБОУ «Специальная (коррекционная) Школа № 1708» курс сенсорной интеграции Э. Джин Айрес проходят дети раннего и дошкольного возраста с задержкой речевого развития алалией, нарушением аутистического спектра, различными двигательными расстройствами. Его цель – коррекция сенсорного и моторного развития детей с множественными нарушениями.
Для занатий сенсорной интеграцией в дошкольных отделениях оборудованы сенсорные комнаты в виде пространства, в котором ребенок испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется, отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Сенсорная комната включает две части: релаксационную и активизационную.
Релаксационная часть имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней есть пуфики и подушечки, кресло – качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами, световые приборы с рассеянным светом (звездное небо, звездный дождь, подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь, установка для арома – и музыкальной терапии. В этой части комнаты применяется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или естественные звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.
Активационная часть комнаты покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно – пузырьковые пробки, создающие вибрацию при касании). Она оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Так же есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков, массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната оснащена специальными зеркалами. В этой части комнаты применяется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состоянии возбуждения. Имеются ребристая доска, яйцо, гамак, утяжеленные одеяло, жилет, шарф, подушка и плед, разнообразные по весу, размеру и цвету мячи, канат – балансир, шарики (гранулы, каркас (для комплексного сенсорного оборудования, туннель, батут, качели, бревно, труба, шар, балансир, мешочек, сыпучие материалы, массажеры и т. д.
Цикл коррекционных занятий с детьми рассчитан на 15 дней, каждое из них проводится в индивидуальной форме продолжительностью 30 мин. В цикл занятий входят упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности кистей, статического и динамического равновесия, проприоцептивной чувствительности, глазодвигательной координации. Ниже приведены примерные упражнения, проводимые с детьми со сложным дефектом.
Упражнение на развитие тактильной чувствительности
«Искатель»
Спрятать в крупе или опустить в воду предметы (игрушки, муляжи овощей или фруктов, а затем найти их.
«Балансир»
Удерживать равновесие на балансире с усложнением в виде перекладывания мячей из руки в руку.
«Кочки»
Ходить по кочкам различной величины и текстуры, текстурному коврику.
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, а он с закрытыми глазами должен определить, где находиться киска. Выполнение упражнений: «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру», «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет», «Что в мешочке?» позволяет снять у ребенка страх перед прикосновениями, способствует развитию межполушарного взаимодействия мозга.
Упражнения на развитие вестибулярной системы, статического и динамического равновесия
«Равновесие»
Сидя на балансире, попеременно перекладывать мячи правой и левой рукой, при этом педагог может раскачивать балансир.
«На батуте»
Прыгать на батуте с фиксированными руками внизу, с постепенным усложнением, вокруг собственной оси через правое и левое плечо.
«Туннель»
Передвигаться по туннелю, удерживая в руках мячи, с последующим усложнением в виде раскачивания.
«Забрось мяч в корзину»
Удерживая равновесие на балансире, забрось мяч в корзину.
«Полоса препятствий»
Пройти по кочкам различной величины и текстуры, с удержанием мяча (мячей) в руках; прокатить большой мяч по кочкам попеременно правой и левой рукой.
«Колечко»
Под счет педагога собирать колечки из пальцев. После внезапной команды педагога «Без среднего!» продолжать перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда «Без мизинца!» и т. д.
«Катание на животе»
Мягко раскачивая, катать ребенка на животе, придерживая сначала за туловище, затем за колени, далее за голеностопные суставы.
«Перешагни через пропасть»
Переходить с одной возвышенности на другую, не становясь на пол.
Упражнения: «Ухо и нос», «Ходьба по линии», «На носочках», «Прыжки с возвращением», Прыжки с большим мячом», способствует развитию у детей ощущения собственного тела, вестибулярной устойчивости, контролю за положением частей тела в пространстве, тактильной чувствительности и координации движений.
Упражнения на развитие проприоцептивной чувствительности
«Лови – бросай»
Вариант1. Стоя на «кочках», поймать и бросить мяч определенного цвета, величины.
Вариант 2. Стоя на балансире, поймать и бросить мяч определенного цвета, велечины.
«Между конусами»
Лежа на доске – роллере, проехать зигзагами между расставленными конусами.
Выполнение этих упражнений способствует развитию кинестетической чувствительности, восприятию (мышечно – суставное чувство).
Упражнения на развитие зрительной системы и глазодвигательной координации
«Игры с мячом»
Вариант 1. Сидя на доске – роллере, попеременно правой и левой рукой бросать мяч педагогу.
Вариант 2. Прыгая на батуте, взять у педагога мяч определенного цветаи формы.
Вариант 3. Лежа на доске – роллере, следить глазами и двигаться за катящимся мячом.
«Сложи полоски»
Предлагаются на резанные полоски, отличающиеся длиной в 1 см. Нужно сложить их лесенкой, не допуская соприкосновения друг с другом. Помимо названных, можно выполнять упражнения: «Найди предмет указанной формы, «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей».
К упражнениям на развитие слуха можно отнести : «Тихо и громко» (поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; под тихую музыку ходить на цыпочках, под громкую – громко топать, «Определи, что слышится», «Шумящие коробочки». Для развития обоняния можно использовать ароматерапию, игровые упражнения: «Фрукт или овощ?», «Коробочки с запахами».
В заключении отметим, что при осуществлении адресных коррекционных воздействий целесообразна такая последовательность: метод кондуктивного выполнения упражнения - метод сопряженного упражнении - метод отраженного выполнения упражнения – метод самостоятельного выполнения упражнения.
Метод кондуктивного выполнения упражнения заключается в том, что взрослый «выполняет упражнение руками ребенка», сопровождая словесным описанием движения; метод сопряженного упражнения характеризуется тем, что педагог «начинает выполнять движение руками ребенка, а затем последний заканчивает его самостоятельно», сущность метода отраженного выполнения упражнения заключается в выполнении действия по зрительному ориентиру, демонстрируемого педагогом: «ребенок выполняет двигательное действие по предварительному показу в сочетании со словесной инструкцией взрослого»; метод самостоятельного выполнения упражнения заключается «в выполнении двигательного действия по словесной инструкции».
Литература
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М., 2016.
Басилова Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей. М., 2008
Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Под ред. Е. В. Клочковой. М., 2010
Родин Ю. И. Развитие двигательной функции аномально развивающегося ребенка // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2016. № 2.
Родин Ю. И. Элементарная гимнастика. М., 2010