Папки-передвижки

Коррекция нарушений сенсорного развития у дошкольников со сложным дефектом средствами сенсорной интеграции

Червяткина Юлия
Коррекция нарушений сенсорного развития у дошкольников со сложным дефектом средствами сенсорной интеграции
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекция нарушений сенсорного развития у дошкольников со сложным дефектом средствами сенсорной интеграции.

Аннотация. В статье характеризуется метод терапии Э. Джин Айрес, основанный на сенсорной интеграции, раскрываются особенности его применения в ГБОУ Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 1708» в области коррекции развития детей дошкольного возраста с множественными нарушениями.

Публикация «Коррекция нарушений сенсорного развития у дошкольников со сложным дефектом средствами сенсорной интеграции» размещена в разделах

Метод сенсорной интеграции разработан Э. Джин Айрес в 1950-х гг. Представляет собой один из методов сенсорно - интегративной терапии, направленной на стимуляцию и интеграцию функционирования различных органов чувств у детей с нарушенным развитием. Основные положения метода описаны в книге Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития», неоднократно переведенной на русский язык и заслуженно пользующейся успехом у специальных (коррекционных педагогов) и родителей детей с нарушенным развитием. В английском языке словосочетание sensory integration используется и для описания процессов обработки сенсорной информации в ЦНС, и для названия специфического вида терапии, основанного на привлечение, стимулировании и улучшении процессов сенсорной интеграции. В русском языке двойное использование термина сенсорной интеграции неприемлемо. Более корректно применять громоздкое словосочетание «Терапия,основанная на сенсорной интеграции». Для удобства в статье мы условно используем термин «сенсорная интеграция».

В ГБОУ «Специальная (коррекционная) Школа № 1708» курс сенсорной интеграции Э. Джин Айрес проходят дети раннего и дошкольного возраста с задержкой речевого развития алалией, нарушением аутистического спектра, различными двигательными расстройствами. Его цель – коррекция сенсорного и моторного развития детей с множественными нарушениями.

Для занатий сенсорной интеграцией в дошкольных отделениях оборудованы сенсорные комнаты в виде пространства, в котором ребенок испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется, отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Сенсорная комната включает две части: релаксационную и активизационную.

Релаксационная часть имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней есть пуфики и подушечки, кресло – качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами, световые приборы с рассеянным светом (звездное небо, звездный дождь, подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь, установка для арома – и музыкальной терапии. В этой части комнаты применяется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или естественные звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

Активационная часть комнаты покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно – пузырьковые пробки, создающие вибрацию при касании). Она оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Так же есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков, массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната оснащена специальными зеркалами. В этой части комнаты применяется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состоянии возбуждения. Имеются ребристая доска, яйцо, гамак, утяжеленные одеяло, жилет, шарф, подушка и плед, разнообразные по весу, размеру и цвету мячи, канат – балансир, шарики (гранулы, каркас (для комплексного сенсорного оборудования, туннель, батут, качели, бревно, труба, шар, балансир, мешочек, сыпучие материалы, массажеры и т. д.

Цикл коррекционных занятий с детьми рассчитан на 15 дней, каждое из них проводится в индивидуальной форме продолжительностью 30 мин. В цикл занятий входят упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности кистей, статического и динамического равновесия, проприоцептивной чувствительности, глазодвигательной координации. Ниже приведены примерные упражнения, проводимые с детьми со сложным дефектом.

Упражнение на развитие тактильной чувствительности

«Искатель»

Спрятать в крупе или опустить в воду предметы (игрушки, муляжи овощей или фруктов, а затем найти их.

«Балансир»

Удерживать равновесие на балансире с усложнением в виде перекладывания мячей из руки в руку.

«Кочки»

Ходить по кочкам различной величины и текстуры, текстурному коврику.

«Поймай киску»

Педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, а он с закрытыми глазами должен определить, где находиться киска. Выполнение упражнений: «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру», «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет», «Что в мешочке?» позволяет снять у ребенка страх перед прикосновениями, способствует развитию межполушарного взаимодействия мозга.

Упражнения на развитие вестибулярной системы, статического и динамического равновесия

«Равновесие»

Сидя на балансире, попеременно перекладывать мячи правой и левой рукой, при этом педагог может раскачивать балансир.

«На батуте»

Прыгать на батуте с фиксированными руками внизу, с постепенным усложнением, вокруг собственной оси через правое и левое плечо.

«Туннель»

Передвигаться по туннелю, удерживая в руках мячи, с последующим усложнением в виде раскачивания.

«Забрось мяч в корзину»

Удерживая равновесие на балансире, забрось мяч в корзину.

«Полоса препятствий»

Пройти по кочкам различной величины и текстуры, с удержанием мяча (мячей) в руках; прокатить большой мяч по кочкам попеременно правой и левой рукой.

«Колечко»

Под счет педагога собирать колечки из пальцев. После внезапной команды педагога «Без среднего продолжать перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда «Без мизинца!» и т. д.

«Катание на животе»

Мягко раскачивая, катать ребенка на животе, придерживая сначала за туловище, затем за колени, далее за голеностопные суставы.

«Перешагни через пропасть»

Переходить с одной возвышенности на другую, не становясь на пол.

Упражнения: «Ухо и нос», «Ходьба по линии», «На носочках», «Прыжки с возвращением», Прыжки с большим мячом», способствует развитию у детей ощущения собственного тела, вестибулярной устойчивости, контролю за положением частей тела в пространстве, тактильной чувствительности и координации движений.

Упражнения на развитие проприоцептивной чувствительности

«Лови – бросай»

Вариант1. Стоя на «кочках», поймать и бросить мяч определенного цвета, величины.

Вариант 2. Стоя на балансире, поймать и бросить мяч определенного цвета, велечины.

«Между конусами»

Лежа на доске – роллере, проехать зигзагами между расставленными конусами.

Выполнение этих упражнений способствует развитию кинестетической чувствительности, восприятию (мышечно – суставное чувство).

Упражнения на развитие зрительной системы и глазодвигательной координации

«Игры с мячом»

Вариант 1. Сидя на доске – роллере, попеременно правой и левой рукой бросать мяч педагогу.

Вариант 2. Прыгая на батуте, взять у педагога мяч определенного цветаи формы.

Вариант 3. Лежа на доске – роллере, следить глазами и двигаться за катящимся мячом.

«Сложи полоски»

Предлагаются на резанные полоски, отличающиеся длиной в 1 см. Нужно сложить их лесенкой, не допуская соприкосновения друг с другом. Помимо названных, можно выполнять упражнения: «Найди предмет указанной формы, «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей».

К упражнениям на развитие слуха можно отнести : «Тихо и громко» (поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; под тихую музыку ходить на цыпочках, под громкую – громко топать, «Определи, что слышится», «Шумящие коробочки». Для развития обоняния можно использовать ароматерапию, игровые упражнения: «Фрукт или овощ?», «Коробочки с запахами».

В заключении отметим, что при осуществлении адресных коррекционных воздействий целесообразна такая последовательность: метод кондуктивного выполнения упражнения - метод сопряженного упражнении - метод отраженного выполнения упражнения – метод самостоятельного выполнения упражнения.

Метод кондуктивного выполнения упражнения заключается в том, что взрослый «выполняет упражнение руками ребенка», сопровождая словесным описанием движения; метод сопряженного упражнения характеризуется тем, что педагог «начинает выполнять движение руками ребенка, а затем последний заканчивает его самостоятельно», сущность метода отраженного выполнения упражнения заключается в выполнении действия по зрительному ориентиру, демонстрируемого педагогом: «ребенок выполняет двигательное действие по предварительному показу в сочетании со словесной инструкцией взрослого»; метод самостоятельного выполнения упражнения заключается «в выполнении двигательного действия по словесной инструкции».

Литература

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М., 2016.

Басилова Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей. М., 2008

Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Под ред. Е. В. Клочковой. М., 2010

Родин Ю. И. Развитие двигательной функции аномально развивающегося ребенка // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2016. № 2.

Родин Ю. И. Элементарная гимнастика. М., 2010

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детейИгры для сенсорного развития детей "Игры для сенсорного развития детей" Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольниковДидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактическое пособие «Собери букет» для сенсорного развития дошкольников с использованием пуговиц и камешков МарблсДидактическое пособие «Собери букет» для сенсорного развития дошкольников с использованием пуговиц и камешков Марблс Изготовление данного пособия будет интересно для педагогов для работы с детьми дошкольного возраста и может быть использована в самостоятельной.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Коврик для сенсорного развитияКоврик для сенсорного развития О том, что у меня появился сенсорный коврик, созданный руками практикантов я писала в предыдущей публикации. Сегодня хочу поподробнее остановиться.

Волшебные коробочки для сенсорного развитияВолшебные коробочки для сенсорного развития Наряду с хорошо известными игрушками для развития сенсорных навыков ребенка приобретают популярность сенсорные коробки. Они представляют.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений сенсорного развития у дошкольников со сложным дефектом средствами сенсорной интеграции
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 10:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция нарушений сенсорного развития у дошкольников со сложным дефектом средствами сенсорной интеграции» (включая файлы) размещена пользователем Червяткина Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД