Эльмира Акифьева
Коррекция речевых нарушений у детей посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Сандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Публикация «Коррекция речевых нарушений у детей посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Практика коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, доказывает, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью.
Ведь, ребенок, который свободно пользуется словом - получает удовольствие от своей речи, а при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонации, мимики и жестов. Однако, у дошкольников, имеющих различные речевые дефекты, наряду с бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмами, нарушением фонетико-фонематической стороны речи, наблюдается не только нарушение целого ряда просодических компонентов речи, но и недостаточное понимание значение слов, фразеологических оборотов речи. Отсюда – монотонная невыразительная речь. Театрализованная деятельность помогает с этим справиться.
В соответствие с ФГОС театрализованная деятельность в детском саду может быть включена:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.);
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- в самостоятельную деятельность детей.
По своему содержанию театрализованная деятельность способствует развитию:
• Психофизических способностей (мимики, пантомимики);
• Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
• Речи (монолог, диалог);
• Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Необходимо отметить, что основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом. Что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику) по своему усмотрению и желанию, именно так как он чувствует и думает в эту секунду, в этот момент. Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты.
В своей логопедической группе компенсирующей направленности мы используем различные виды работ, проводимые как специалистами, так и воспитателями:
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- упражнения по формированию речевого дыхания;
- задания на автоматизацию поставленных звуков с движениями;
- упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы;
- разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов.
Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи не только способствует повышению уровня их речевого развития, но и вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах. А это в свою очередь хорошая база для всестороннего гармоничного развития любого ребенка.