Мамойко Елизавета Сергеевна
Коррекция гностических процессов у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени
▼ Скачать +Заказ
КОРРЕКЦИЯ ГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ
Мамойко Елизавета Сергеевна,
Луганская Народная Республика, г. Луганск
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о коррекции гностических процессов у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
Ключевые слова: коррекция, гностические процессы, младшие школьники, умственная отсталость.
Публикация «Коррекция гностических процессов у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Проблема коррекции гностических процессов младших школьников в современном мире становится все более распространенной. Гностические функции – это такие функции психики, которые выполняют осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром. Они доставляют исходные данные о свойствах объекта взаимодействия, которая оформляется в психических образах. Немаловажную роль гностические функции играют в формировании речи, мышления, эмоций, а также двигательных навыков человека.
Посредством гностических функций человек видоизменяет потоки психофизических влияний внешнего мира во внутренние психические процессы, такие как ощущения, восприятие, память, превращает эти воздействия в сведения и представления о физических свойствах объектов, прорабатывает их в своем сознании, при этом совершая тем самым процессы мышления и воображения. В результате чего человек образует обусловленные ситуацией и многообещающие сведения об объектах и среде своего пребывания, также может предвидеть возможные последствия своего взаимодействия, рассчитывает свои действия, поступки и деятельность, и самое главное вырабатывает представление о мире.
Функции психики человека гарантируют адаптацию к условиям окружающей среды и являются отчетливыми её свойствами и качествами – это и есть целостная система [1].
Отражающийся окружающий мир лежит в основе собственной картины возможности, которую создает, непосредственно, человек, благодаря своей психике, поэтому он может контролировать ее деятельность и поведение. Разновидности отражения мира свойственны только человеку и могут быть самыми разнообразными.
Проблему коррекции гностических процессов исследовали такие ученые как И. М. Сеченов, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Л. С. Выготский, М. А. Власова, М. С. Певзнер, П. Я. Гальперин и многие другие. Развитием гнозиса занимались еще с древности, начиная с великого мыслителя-философа Аристотеля, в ХХ веке большой вклад внесли отечественные ученые: психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия и многие другие. В современном обществе данная проблема не прекращает волновать ученых в области психологии и медицины, так как сейчас процесс узнавать и различать стал не менее значимым, напротив потребность в этом только увеличилась.
В последние годы был выявлен значительный прирост детей с отклонениями в развитии, такими как задержка психического развития и т. п. Нередко в младшем школьном возрасте выявляются проблемы в обучении, которые также связаны с нарушениями гностических процессов, к которым относится: ощущение, восприятие, память, внимание.
На основании теоретического и экспериментального исследования выявляется уровень развития гностических процессов у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
Определенного понимания всех функций психики на сегодняшний день не существует, поэтому современные исследования продолжают иметь свои плоды. Ещё в конце XIX века считали, что основная функция психики – это адаптация человека, дающая ему возможность оставаться в живых, несмотря на неблагоприятные условия природной среды. В современной литературе по психологии описывается три самые важные функции психики. Ими являются:
• отражение окружающей действительности;
• регуляция поведения;
• осознание своего места в мире.
Отражение окружающей среды значится основным предназначением психики и представляет собой активный свободный процесс беспрерывного познания действительности, который носит индивидуальный характер. Это говорит о том, что личностная неповторимость человека и его психоэмоциональное состояние оказывают влияние на это отражение, именно поэтому условно подобных явлений или предметов мнения людей могут сильно расходиться.
Всякий человек осознает себя личностью и, понимает свое отличие от других, каждый считает себя частью общества и выстраивает межличностные отношения. Имея эту способность, человек приспосабливается к окружающей реальности и получает возможность ориентироваться в ней.
Конечно, очень важно иметь соразмерность в отношении к миру и к себе, поскольку отношение без способности оценивать может исказить картину мира, как и строить взаимоотношения. Благодаря сознанию, человек может, как пассивно реагировать на изменение условий среды, так и образовывать собственную осознанную манеру поведения.
У детей с умственной отсталостью эта функция нарушена. Им с трудом удается изучать мир и воспринимать все его краски так, как их воспринимают дети с нормой развития. Часто у детей встречаются нарушения поведения и это вовсе не повод винить их в этом. Это и является их особенностью.
Дети с нарушениями в развитии не могут найти свое место в этом мире, они сталкиваются с людьми, которые всячески хотят их обмануть.
При коррекции гностических процессов уделяется внимание всему, чтобы максимально снизить риски, трудности, которые могут возникнуть у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушениями интеллекта в обществе.
Гностические расстройства подразделяются учеными на три блока [2]:
Первый функциональный блок, который отвечает за бодрствование и тонус;
Второй блок получает, перерабатывает и хранит информацию – в этом блоке на границе затылочной, височной и теменной зон происходит перекрытие;
Третий блок, расположенный в лобной доле, контролирует сложные формы деятельности программ и регуляции.
Проведенные научные исследования в поведении больных людей говорят о том, что функции органов чувств у них вполне сохранены, мыслительный процесс и поведение адекватны, но, в то же время нарушение последовательно выступает во всех психических процессах.
Ощущая свою проблему, больные оказываются в серьезном напряжении, которое может дойти до основательных проблем в психике. В подобных негативных ситуациях необходимой и срочной является коррекционно-реабилитационная работа. При проведении которой, необходимо обратить внимание на то, что все особенности развития психики каждого ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени своеобразны. Ведь развитие у каждого ребенка индивидуально, а при коррекции необходим комплексный и индивидуальный подход.
ЛИТЕРАТУРА
1. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов 4-е издание/ Р. С. Немов. – М: «ВЛАДОС», 2003. – 550 с.
2. Смирнов А. А. Избранные психологические труды / А. А. Смирнов. – М. ,1987. – 590 с.