Людмила Буркотенко-Буркот
Копилка практического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы (игры, рекомендации, советы) помогут специалистам ДОО и родителям детей дошкольного возраста организовать занятия как в ДОО, так и в домашних условиях по развитию речи, а так же по предупреждению речевых нарушений..
Предлагаемые материалы являются результатом обобщения и систематизации опыта работы учителя-логопеда дошкольного бюджетного образовательного учреждения Республики Коми в работе с детьми дошкольного возраста по преодолению нарушений речи и профилактике речевых нарушений.
Публикация «Копилка практического опыта» размещена в разделах
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях актуальными стали вопросы предупреждения речевых нарушений детей дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы родителей, логопедов, педагогов, детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у дошкольников в группах как компенсирующей общеразвивающей, так и общеразвивающей направленности.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
В этой связи одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т. д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.
О речевом дыхании
Хочется поговорить с вами о важности процесса дыхания в постановке звуков и вообще в работе над речью.
Часто мы уже при первом общении с ребенком слышим прерывистое дыхание, носовые оттенки в речи, невозможность произнести длинную фразу.
ЛОР в помощь
Первое, что мы делаем, это выясняем у родителей, какие проблемы с носоглоткой есть у ребенка? Нет смысла начинать серьезную работу над звуковой стороной речи, если у ребенка хронический насморк, неблагополучное состояние миндалин, воспалительный процесс в горле. Наша задача направить родителя и ребенка к ЛОРу для выяснения статуса заболевания и прохождения лечения.
Дыхательная зарядка
Отличной профилактикой дыхательных заболеваний является дыхательная и голосовая гимнастика. Вводя ее элементы в повседневную коррекционную работу, можно многого добиться.
Это могут быть упражнения из известной гимнастики Стрельниковой, упражнения на вдох и выдох с движениями руками, логоритмические повторения стишков с движением.
Изучаем себя
Мне кажется интересным обратить внимание детей на сам процесс дыхания. Ведь мы не замечаем, как дышим. Предложите детям:
на пять секунд задержать дыхание
подышать часто, как запыхавшаяся собачка
сказать на одном выдохе длинную фразу
понюхать ароматическое вещество или продукт с закрытыми глазами и догадаться, какой источник выдыхать и вдыхать воздух носом, а затем ртом
Безусловно, необходимо контролировать состояние детей, чтобы у них не закружилась голова, и восстановилось дыхание после таких упражнений.
Потренировать воздушную струю, короткий и длинный выдох, ритмичное произнесение слогов и слов можно с помощью интерактивных упражнений, например, «Игры для Тигры»-дэмо версия. С помощью трубочек для коктейля, мини-машинок и других.
Проводите подобные упражнения с детьми и в присутствии родителей. Возможно, они захотят позаниматься дома самостоятельно. Важно, чтобы перед этим они увидели, как правильно надо выполнять дыхательные упражнения, чтобы не перегрузить ребенка, а добиться желаемого результата.
Правильные движения
Поговорим о том, как с помощью простых ежедневных упражнений сформировать у детей правильный артикуляционный уклад для продуктивной работы над звукопроизношением.
Животная разминка
Детям становится скучно изо дня в день делать одни и те же артикуляционные упражнения перед зеркалом. Существует еще много полезных мимических упражнений, которые можно придумывать вместе с детьми и внедрять их на групповых занятиях. Можно предложить детям подражать гримасам животных.
Отличная тренировка для мимики и расширение диапазона артикуляционных поз:
лакаем молочко, как кошечка
обнюхиваем цветок, как ежик
строим рожицы, как обезьянка
грызем орешки, как белочка
надуваем щеки, как кит
моргаем глазами, как крот (сова, филин)
морщим нос, как мартышка
Подкрепляйте задания изображениями (картинками).
Кто так умеет?
Очень полезно научиться выполнять одновременно разные движения (перекрестные действия). Такое внимание к собственным возможностям моторики развивает межполушарные связи у детей, способствуют их всестороннему развитию. Конечно, такие движения ребенок выполнит только по подражанию, поэтому педагог должен сам потренироваться перед зеркалом. А потом предложите детям в качестве физминутки:
одновременно моргать и высовывать язык
нажимать на мочки ушей и делать «часики» языком
вытягивать губы вперед и морщить нос
улыбаться и подмигивать то одним, то другим глазом.
Артикуляционные "приколы"
Подготовительный период без Артикуляционной гимнастики представить трудно. Но можно сделать ее веселее и эффективнее, если придумать дополнительную «нагрузку» :
надувать щеки и "сдувать" их пальцами
облизывать верхнюю губу с закрытыми глазами
делать «лошадку» и «индюка», держась правой рукой за левое ухо
делать «заборчик», стоя на одной ноге
доставать языком до кончика носа, на который приклеен кусочек мармеладки
и т. д.
В таком сочетании артикуляционных и двигательных усилий эффективность нашей гимнастики будет еще сильнее!
Веселая цепочка
Приготовьте карточки с картинками артикуляционных упражнений. Пусть по средам или пятницам дети сами проводят артикуляционную гимнастику. Тот, кто вышел к столу, берет три карточки и показывает подряд три упражнения. Дети должны отгадать эти упражнения и повторить их в той последовательности, в какой показал ведущий.
Предваряя каждое групповое занятие по развитию речи, а возможно, и по рисованию, лепке или математике, такими «мимическими минутками», мы способствуем активному развитию звукопроизношения, дикции и общей моторики у детей.
Уверена, что вместе с детьми вы придумаете много интересных упражнений. Это весело и очень полезно!
Как организовать небольшой отдых
Поговорим о том, как важно в процессе проведения любого занятия, группового или индивидуального, давать возможность детям отвлечься, переключиться, чтобы продолжить занятие с большей эффективностью.
Способы как устроить перерыв.
Физминутка
Это может быть маленькая игра, в которой дети ищут спрятанный предмет, подбирают разбросанные вещи, залезают под столы, ритмично проговаривают стихи с движением.
Дети любят играть в «артистов» - изображать животных, виды спорта, различные действия.
Игра «А ты так можешь?», при наличии интерактивной доски в группе, также будет полезна и интересна детям.
Мимическая гимнастика.
Проводить с детьми различные мимические упражнения. При этом дети могут стоять или лежать.
Всевозможные движения бровями, щеками, губами, просьба сильно нахмуриться или удивиться, строить рожицы и кривляться, продолжают тему артикуляционной гимнастики и пересекаются с идеей тренировки эмоциональной сферы.
Игра «Зеркало» очень нравится детям – посмотри на меня и изобрази такое же выражение на своем лице.
Зарядка для пальчиков
Наши Веселые Привидения (из перчаток сделаны Привидения) очень понравились детям. Повторять за героями игр упражнения, разминать пальчики и действовать с предметами – отличная разминка во время занятия. Возможность проговаривать стишки усиливают эффект от такой зарядки.
Подвигаться, расслабиться, сбросить напряжение – все это полезно не только детям, но и нам, педагогам. С веселыми паузами занятие всегда проходит интереснее, а значит эффективнее.
Использование элементов логоритмики на индивидуальных и групповых занятиях с детьми
Не у всех специалистов есть время и возможности для проведения полноценных логоритмических занятий. Но ввести элементы логоритмики в свою работу может каждый.
Чему способствует логоритмика?
Развитию чувства ритма, умению сочетать движения с соответствующими словами в стихотворении
Воспитанию правильного умеренного темпа речи
Развитию умения выполнять серию движений, согласовывая их с речью, музыкой
Совершенствованию у детей психических функций
Коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы
Пауза во время занятия и есть то время, когда можно уделить внимание логоритмике. Это могут быть:
Стихи с проговариванием и выполнением движений
А также имитация и изображение различных животных, видов спорта, любых действий, которые другие дети должны отгадать. Эти элементы театральной деятельности отлично скрашивают любое занятие.
Подвижная игра с использованием элементов слухового внимания:
Ваня, ты теперь в лесу
Мы зовем тебя – АУ!
Ну-ка глазки открывай,
Кто же крикнул? Угадай!