Ася Кузьмина
Консультирование родителей по вопросам развития детей «О способностях к творческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания, материала для оформления наглядной информации для родителей в группе.
Способности к творческой деятельности бывают разные. Это не только некий внутренний потенциал (способности к музыке, рисованию, танцам), но и готовность «творить» - целеустремленность, решительность и потребность в самовыражении. Иными словами, важно быть «достаточно активным», чтобы не только придумывать новое и видеть в обычных вещах что-то интересное, но и воплощать, отстаивать право на свои идеи (в поделках, играх, в жизни).
Публикация «Консультирование родителей по вопросам развития детей „О способностях к творческой деятельности“» размещена в разделах
Развитие творческих способностей у детей связано с формированием различных навыков во время игры. Ребенку прежде всего должно быть интересно - должен нравиться сам процесс, сама игра или занятие. Поэтому важно создать особую атмосферу во время процесса обучения, развития творчества. Взрослому (педагогу, родителю) важно быть доброжелательным и открытым. А так же исключить любую критику, быть терпеливыми – результаты появятся не сразу.
Есть специальные упражнения для развития у детей способностей к творчеству. Эти упражнения можно применять не только «для развития», например на занятиях. Упражнения - хороший способ весело провести время с семьей или же развлечь и взрослых и детей во время семейного праздника. Поэтому используйте их чаще - индивидуально, с друзьями и семьей! Время, проведенное за этими упражнениями - ваши инвестиции в творческие способности - видеть разные варианты развития событий, искать ответы на вопрос в разных областях знания, создавать связи-ассоциации между различными блоками информации, образами и идеями.
Анализируя ответы или обсуждая полученные результаты после игр, подумайте - в чем ребенок (или взрослый) более успешен? Например, в рождении оригинальных идей (креативных, нестандартных, уникальных, редких), продуктивности (количестве идей, пусть даже однотипных), пластичности (соединении одних идей с другими, преобразование деталей, вариативность)?
Отмечайте, какие задания даются легче, а что вызывает трудности; какие упражнения увлекают, а какие требуют бОльшей тренировки навыков. Чтобы развивать способности, надо знать, куда «следует двигаться». Поэтому для начала важно осмотреться - понять, где находишься в данный момент, изучить свои особенности, предпочтения, ограничения… Тогда вы будете понимать, на развитие какой именно черты нужно направить внимание.
Помните, что цель этих упражнений-игр – сам процесс. Поэтому кроме «тренировки» способностей, задания позволяют также посмотреть на привычные вещи с неожиданной стороны, получить удовольствие от творческого процесса и открыть новые грани личности.
Варианты упражнений-игр
• Нарисуйте 9 крестиков (3 в ряд по 3 ряда), а затем выведите из них 9 совершенно разных рисунков (художественный уровень выполнения упражнения не важен). Вместо крестиков можно использовать любые геометрические фигуры, цифры и буквы алфавита. Определенные знаки, символы ассоциируются у нас с шаблонными образами. Постарайтесь придумать нечто необычное. Если упражнение выполняется в команде, то поощряйте/замечайте креативные, уникальные, нестандартные идеи или оригинальные детали рисунка.
• Возьмите несколько слов, не связанных с собой и придумайте адекватное предложение, рассказ или стихотворение. Вам необходимо объединить их так, чтобы между этими разными словами прослеживалась взаимосвязь. Можно начать с двух слов, но постепенно количество слов надо увеличивать. Например: трамвай, лист; карандаш, вилка, ваза; стеклянный, подушка, шаг, идея.
• Придумайте, как можно еще использовать ручку (или другой предмет). Набросайте 10-25 вариантов, пусть даже совсем нелогичных. Побеждает тот, кто предложит последним свой вариант. Ведь именно так и появились аудиокниги или магазины самообслуживания. Просто кто-то когда-то задался вопросом, а что еще можно сделать?
• Игра «Я отправляюсь в путешествие» может быть интересна для семейного досуга. Водящий сообщает игрокам, что он отправляется в путешествие и берет с собой лишь некоторые вещи. По правилам игры он заранее придумывает свойство (качество, признак), согласно которому берет с собой только определенные предметы. Условия могут быть любыми (например, круглые предметы или предметы начинающиеся на одну букву, или слова иностранного происхождения).
Затем водящий говорит: «Я отправляюсь в путешествие и беру с собой.», а игроки предлагают варианты предметов. Водящий «берет» или «не берет» предлагаемые вещи, а побеждает тот, кто сумеет разгадать правило.
Пример:
-Я отправляюсь в путешествие и беру с собой…
- Хлеб?
- Нет.
- Огурец?
- Да.
-Глобус?
- Нет
- Лягушку?
- Да!
- Предметы, зеленого цвета! (кто угадывает правило, тот становится водящим)
• В эту игру веселее играть с друзьями, чем одному. В начале игры выбираются два случайных слова (слова можно написать/нарисовать на листочках и вынимать). Игрок называет общие для них признаки, а затем называет свое, третье слово (или вынимает листок со словом). Следующий игрок также описывает общий признак (второго и третьего слова) и, добавляя новое слово, «передает» эту пару четвертому игроку. И так далее по кругу.