Татьяна Викторовна Андреева
Консультация «Зависимость детей от гаджетов»
▼ Скачать + Заказать документы
Зависимость детей от гаджетов
Сегодня сложно представить ребенка без мобильного телефона, планшета или компьютера. С одной стороны, они дают возможность получать массу полезной информации, учиться новому. Обратная сторона медали — болезненная гаджет-зависимость. Стремительное развитие информационных технологий приводит к понижению возрастной планки молодых пользователей электронных устройств. В современном мире большая часть дошкольников уже обладают основными навыками общения с различными электронными гаджетами (планшетными устройствами, игровыми приставками, мобильными телефонами). Необходимо подчеркнуть, что это общение чаще всего начинается с развлекательных игр, которые завлекают малышей, и они все чаще стремятся к экрану электронного «друга», нежели к общению и совместным играм с родителями и сверстниками. В последнее время сюжетно-ролевая игра, являющаяся ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, стала активно вытесняться из жизни дошкольников благодаря широкому увлечению их играми в гаджеты, которые имеют принципиально иное содержание, форму и, соответственно, иной развивающий потенциал. Современному человеку умение пользоваться компьютером и ориентироваться в сети необходимо. Ведь в нашем мире все компьтеризировано. Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, память, изучать иностранные языки. Увлечение детей играми часто становится входными дверями в IT-технологии. Важно только правильно сориентировать ребенка. Сегодня онлайн образование набирает обороты. Можно заниматься с репетитором, учиться в разных школах, на курсах, посещать мастер-классы не выходя из дома. Это удобно и открывает огромные возможности.
Публикация «Консультация „Зависимость детей от гаджетов“» размещена в разделах
Гаджеты могут выручить родителей в местах, где приходиться много ждать : очереди в поликлинике, в поезде, в пробках. Главное, что бы родители контролировали время, проведённое ребёнком с гаджетом.
Существуют медицинские рекомендации пребывания детей перед монитором. Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03).
детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты
детям 3-4 лет — 30-40 минут в день
детям 5-6 лет — 1 час в день
детям 7-9 лет — 1,5 часа в день
детям 10-13 лет — 2 часа в день
детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день
Большинство рекомендуемых детям норм времени было разработано и опубликовано в медицинской литературе ещё на заре компьютерной эры, когда персональный компьютер (ПК) именовали электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Эти нормы, наверное, должны пересматриваться. Каждое новое поколение ПК является более усовершенствованным по сравнению с предыдущим и повышает степень защиты от электромагнитного излучения, а также негативного влияния экрана монитора на органы зрения. И сейчас многие исследователи называют другие нормы. Мне близка позиция Института Современных Медиа (MOMRI) – ведущая исследовательская компания в области изучения СМИ и бизнес-коммуникаций. Они разработали памятку для родителей детей возраста от 3 до 10 лет. Вот она:
1. Знакомьте малыша с гаджетами
Спокойно рассказывайте малышу 1,5 2 лет о мобильном телефоне и планшете также, как рассказываете о других предметах
Не формируйте у ребенка образ «запретного плода».
2. Давайте детям гаджеты, начиная
с 3 5 лет.
С трех лет у ребенка начинается новый этап развития — социализация. С этого момента мы можем начинать учить детей взаимодействовать с гаджетами.
3. Выбирайте лучшее — участвуйте в выборе подходящих возрасту ребенка и полезных игр.
Правильное содержание мобильной игры, равно как мультфильма или книги будет оказывать положительное влияние на ребенка, способствовать его обучению и развитию.
4. Играйте в мобильные игры вместе с детьми.
Совместные игры отличаются от привычного совместного досуга, такого как прогулки, чтение или настольные игры, но являются значимыми и ценными.
5. Встаньте на путь разумного ограничения.
3 4 года — играть не более 10 15 минут 1 3 раза в неделю;
5 6 лет — до 15 минут непрерывно 1 раз в день;
7 8 лет — до 30 минут 1 раз в день;
9 10 лет — до 30 40 минут 1 3 раза в день.
6. Сочетайте современные и классические развивающие технологии
Используйте мобильные развивающие игры по возрасту наравне с другими развивающими пособиями, занятиями для детей.
7. Демонстрируйте ребенку правильную модель поведения.
Ограничьте собственное время, которое вы проводите перед электронными устройствами, оставайтесь этичными в онлайн-общении.
Постарайтесь, проявляя заботу, чуть больше времени уделять реальному общению с детьми.
8. Создавайте gadget-free зоны.
Договоритесь не использовать гаджеты за едой и перед сном.
Выберите и установите в вашей семье определенные дни и часы без гаджетов.
Исключите фоновый просмотр гаджетов, когда общаетесь с ребенком.
9. Помогите ребенку, и он сможет легко завершать игру без истерики.
Установите ритуал «выхода» из мобильной игры.
Сделайте такое альтернативное предложение, от которого ребенок не сможет отказаться.
Присоединитесь к игре, отследите подходящий момент, когда что-то достигнуто, завершено, чтобы не оборвать ее на самом интересном месте.
10. Опыт — сын ошибок.
Время от времени дети совершают ошибки при использовании гаджетов и Интернета. Это не страшно и исправимо, если родители рядом.
11. Заботьтесь об осанке и зрении.
Подберите мебель (стол и стул) в соответствии с ростом ребенка.
Не позволять играть в темноте.
Делайте гимнастику для глаз (2 3 раза в день по 3 5 минут).
12. Обратите внимание, не вытесняют ли гаджеты другие формы досуга ребенка. Достаточно ли времени у ребенка для общения, разговоров, игр, прогулок, творчества и прочего? Есть ли у ребенка интересы вне мобильных игр? Есть ли доверительные отношения со взрослыми?
Если вы заметили, что у вашего ребенка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, что он играет в одну и ту же игру, у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте играть. Обратитесь к специалистам: психологу, неврологу, психотерапевту, они помогут диагностировать состояние и подскажут схему дальнейшей работы. Помните, что гаджеты не являются источником возникновения зависимости. Зависимость возникает тогда, когда ребенок пытается «уйти» от реальных проблем, когда мобильная игра — это единственный «свет в окошке». Зависимость не формируется, если у ребенка есть интересы вне мобильных игр, если у него есть доверительные отношения и общение с родителями, сверстниками вне гаджетов.