Екатерина
Консультация «Загадка в играх и развлечениях»
Консультация
“ЗАГАДКА В ИГРАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ”
Игра «Катины друзья» (2 младшая группа)
Цель игры — учить детей отгадывать загадки, узнавая домашних животных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам. Закреплять правильное звукопроизношение по подражанию.
Материал для игры — игрушки, изображающие домашних животных.
Публикация «Консультация „Загадка в играх и развлечениях“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ход игры. Стоит игрушечный домик. Выходит кукла Катя. У нее много друзей. Дети знакомятся с ними. Воспитатель показывает белого петушка, спрашивает: «Кто это? Как поет?» Дети подражают пению. Петушок с пением взлетает на забор. Появляется кошка Мурка, она ласкается к Кате: «Что она просит? Что любит кошка? Как Мурка просит молочко?» (Дети подражают.) Выходит курочка с цыплятами. Дети называют их. Воспитатель спрашивает: «Как Хохлатка зовет своих цыплят?» (Звукоподражание.) Появляется бородатый козлик. Его рассматривают, отмечают, что у него есть рожки, бородка; вспоминают, как козлик просит есть.
По голосу узнают, что идет корова Буренушка, подражают ее голосу, вспоминают, что корова дает молоко. Животные «уходят». Однажды Катины друзья пришли к ней в гости. Кто пришел первым? Предлагается загадка: Беленькие перышки, красный гребешок. Кто это на колышке?. (Петя - петушок). Дети объясняют, почему они догадались, что в загадке говорится о петушке. После того как дети объяснят отгадку, петушок «взлетает» на заборчик. — Кто же еще идет к Кате в гости? Идет, бредет, бородой трясет, травки просит: «Ме-е! Ме-е!» Дети отгадывают и объясняют, кто попросил травки. (Козлик.) Так же предлагаются загадки и о других животных. — Когда все друзья Кати собрались вместе, она их угостила. Что она дала кошке? А козлику и Буренушке? А петушка и курочку чем покормила? (Дети отвечают.)
Игра «У Маши день рождения» (средняя группа)
Цель игры — учить детей определять предметы по признакам: внешнему виду, назначению, форме, цвету и т. п.
Ход игры. У куклы Маши день рождения. Она ждет гостей. Приходят куклы — Таня и Петя. В руках у них коробки с подарками. Гости поздравляют Машу и дарят ей подарки. Но какие? Детям надо отгадать. Это могут быть игрушки: матрешка, мяч, волчок, самолет и др. О них предлагаются загадки. Дети отгадывают. Маша благодарит своих гостей, и начинается веселье: куклы пляшут и приглашают детей поплясать вместе с ними. Маша довольна весельем, она зовет гостей к столу. Но какое угощенье приготовила Маша? Детям предлагаются загадки про пирог, яблоки, чай, сахар. Дети отгадывают загадки, объясняют, почему догадались. Маше очень понравилось, как дети отгадывали загадки и плясали у нее на празднике. Она и для них что-то приготовила. Детям предлагается загадка, отгадав которую они получают подарок от Маши. Это может быть игрушка, книга, а могут быть и сладости.
Игра - загадка «Лес» (старшая группа)
Цель — учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания.
Материал для игры — объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети — отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе. Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказывают отгадку. Ставят елку.) Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)
На лесной опушке
Стоят подружки:
Платьица белены,
Шапочки зелены.
(После отгадывания и объяснения на столе появляются несколько березок.) — Что же у нас получилось? — спрашивает воспитатель. (Лес.) Что еще растет в лесу, кроме деревьев?
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай! Это.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту, зовусь я. (Подосиновик.)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника)
(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.) — В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Е ж.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса! А зовут ее. (Лис а.)
Серый брат, из-за кустов хват. (Вол к.)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице. — Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц! Теперь сами дети загадывают загадки про лес и его обитателей. Они вспоминают известные загадки и придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны быть игрушки, которые тоже появятся на столе после отгадывания детских загадок.) В заключение воспитатель предлагает загадку про лес:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой.
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой. (Лес.)
Игру можно проводить в старшей и подготовительной к школе группах, соответственно изменяя количество и содержание загадок.
Игра - загадка «Петя в деревне» (старшая группа)
Маленькому Пете давно хотелось к бабушке. Он ни разу не был в деревне. И вот мама однажды взяла Петю с собой. Приехали к бабушке поздно вечером. Петя хотел спать и ничего не видел. Утром он проснулся пораньше, чтобы познакомиться с новым местом. Вдруг видит:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Петя хорошо знал, кто это был. А вы узнали? (ответы детей). Вышел Петя во двор. Видит: кто-то бежит по дорожке. Но кто это, Петя не знал:
Борода да рожки бегут по дорожке. Как вы думаете, кто же это был? (Козел.) Походил Петя по двору, заглянул под кустик. А там.
Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку. Кто это? (Кролик.) Да, это был кролик. Петя погладил его, поиграл с ним. И тут он услышал, что в сарае кто-то завозился и запыхтел. Петя заглянул в сарай и увидел там.
Спереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, а на ней щетинка (свинья). Это свинья. Она ела корм. Петя послушал, как она чавкает, и снова вышел во двор.
И тут мальчик очень обрадовался: он узнал, кто сидит на жердочке. А вы узнали бы? Послушайте загадку:
На голове гребень, на хвосте серп. (Дети отвечают.) Петух громко запел: «Ку-ка-ре-ку!» Петя в ответ засмеялся: «Здравствуй, Петушок — золотой гребешок!» Залюбовался мальчик на красивого петушка. Но тут он увидел удивительную птицу: отгадайте, какую:
Бел, как снег, надут, как мех, на лопатах ходит, рогом ест (гусь). Это был большой белый гусь. Хотел Петя идти дальше, сделал шаг и остановился, даже испугался: перед ним стоял кто-то большой-большой. А кто — угадайте:
Посреди двора стоит копна: спереди— вилы, сзади — метла. Кого же испугался Петя? Да, это была корова. Она ласково замычала и не тронула мальчика. Но Петя все-таки заторопился обратно в дом, чтобы рассказать маме и бабушке, кого он видел. Но войти в дом он не смог. Догадайтесь, почему:
Заворчал живой замок, лег у двери поперек. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! Кто же преградил Пете путь? (Дети отвечают.) Но тут вышла бабушка и сказала: «Тузик, не трогай Петю, он наш гость, и вы подружитесь с ним». Затем дети сами загадывают и отгадывают загадки о животных, которых увидел Петя.
Примечание. Дети должны не просто отгадать загадки, но и доказать правильность ответов.
Подобную игру можно провести и с четырехлетними детьми, но для них подобрать более простые загадки.