Ольга Столярова
Консультация «Элементарное музицирование с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы, цели и задачи
Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение с взрослыми и сверстниками. Задача взрослых – помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.
Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, н качественно необходимой для его саморазвития.
Публикация «Консультация „Элементарное музицирование с дошкольниками“» размещена в разделах
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.
У ребенка развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность. Исходя из этого, определяем главные цели – развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Изготовление самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей. Развитие у детей простейших слухо-зрительных представлений и ассоциаций.
Сам процесс создания детских самодельных игрушек – инструментов
помогает педагогу решить важные задачи:
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
- поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;
- способствовать установлению отношений творчества сотрудничества между участниками занятий;
- организовать импровизированный концерт или спектакль с использованием самодельных инструментов.
Дошкольники учатся согласовывать свои действия с сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Значение взаимоотношений детей с окружающими огромно, их нарушение – показатель отклонений в психическом развитии.
Ребенок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости.
В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование. Дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
ЗАНЯТИЕ «ЗВУК – ВОЛШЕБНИК
По программе «Элементарное музицирование»
Музыкальный руководитель:
Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук-шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Сегодня мы с вами отправимся на поиски звука. Давайте заглянем в комнату и прислушаемся. Что это?
Звучит пьеса «Часики» С. Вольфензона
Музыкальный руководитель: Это тикают часы. Целый день они идут, никогда не устают.
Прозвучавшая пьеса называется «Часики», написал ее Сергей Яковлевич Вольфензон. Мы слышим в ней точный ход минут в партии левой руки (звучит фрагмент) и тихую, ровную мелодию в партии правой руки (звучит фрагмент,
Но звук – такой шутник, что может быть повсюду. Сейчас он спрятался от нас в горах. Крикнешь ему: «Ты здесь?» - а он нам ответит эхом: «Здесь, здесь».
У композитора Самуила Моисеевича Майкапара есть пьеса, которая называется «Эхо в горах». Послушайте ее и скажите, как звучит музыка в пьесе.
Звучит пьеса «Эхо в горах» С. Майкапара.
Музыкальный руководитель: Музыка звучит то громко, то тихо. Каждый громкой фразе вторит эхо, передразнивая ее отголосками. Звуки отражаются в эхе, как в зеркале: неясно, таинственно.
Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, образ.
Послушайте, пожалуйста, фрагмент из балета «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского.
Это злой персонаж сказки – Фея Карабос. Композитор придумал для нее колючую, острую, отрывистую, зловещую музыку, кажется, что Фея стремится уничтожить все доброе, красивое.
Звучит фрагмент «Фея Карабос» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского
Музыкальный руководитель: Ребята, звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое – слышим грустную, печальную музыку.
Жанетта Лазаревна Металлиди написала пьесу-настроение «Скучно дома одному». Послушайте ее.
Звучит пьеса «Скучно дома одному» из цикла «Воспоминания о севере» №2 Ж. Металлиди.
Музыкальный руководитель:
Разложив мольберт-треножник,
Звук раскрашивал художник.
Звук хрустальный превратился
В синий, светло-голубой.
Медный – вспыхнул ярко-красный
Огненною полосой.
Звуки можно рисовать –
Нужно лишь фломастер взять.
Давайте представим что-нибудь сказочное, красивое, например, картину звездного неба.
У композитора Александра Тихоновича Гречанинова есть цикл фортепианных пьес «Пастели», одна из которых носит название «Звездная ночь». Автор «изобразил» ночную природу, красоту звездного неба в нежной мелодии.
Звучит пьеса «Звездная ночь» из цикла «Пастели» №5 А. Гречанинова