Юлия Андрианова
Консультация «Восприятие информации ребёнком. Типы восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие информации ребёнком.
Типы восприятия.
Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребёнка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.
Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное, зрительное (визуальное, тактильное (кинестетическое, вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трёх будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребёнка. Приведем краткую характеристику каждого из трёх.
Публикация «Консультация „Восприятие информации ребёнком, Типы восприятия“» размещена в разделах
Аудиал. Такой ребёнок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Дети-аудиалы легко узнают людей по голосу. Ещё до того, как их сверстники начинают говорить, они уже имеют большой словарный запас. Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.
Визуал. Визуальное восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. С раннего детства любят разглядывать предметы, наблюдать за людьми. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить. Дети-визуалы обычно замечают любые изменения во внешности человека, в окружающем пространстве, хорошо запоминают лица.
Кинестетики. Дети, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, жёсткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребёнок должен её сам записать.
Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остаётся на всю жизнь. Родителям с раннего детства важно знать, какой тип восприятия у их ребёнка, это поможет им правильно выстроить процесс обучения. Допустим, пришло время учить ребёнка чтению. Для аудиала важно, чтобы книга звучала: можно проговаривать буквы, слоги, пропевать их, слушать диски с текстами. Дети- аудиалы хорошо запоминают стихи, сказки на слух. Для визуала приоритет имеют картинки, иллюстрации в книгах. Поэтому, обучая чтению, постарайтесь рисовать и писать буквы, можно разыграть маленький спектакль с кукольными персонажами, посмотреть видеоролики в Интернете. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.
Существует точка зрения, что все дети — кинестетики. В определенной мере это справедливо. Большинство дошкольников и младших школьников очень подвижны и эмоциональны. Однако наблюдая за особенностями поведения детей, вы точно обнаружите различия.
Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали тест для определения способа познания у детей младшего школьного возраста. Данная анкета заполняется родителями.
Инструкция. Внимательно посмотрите, какое из нижеприведённых утверждений больше всего относится к вашему ребёнку. Подчеркните его.
1. Общение
• Когда моему ребёнку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).
• Мой ребёнок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).
• Мой ребёнок редко сам вызывается отвечать (3).
• Мой ребёнок правильно использует глагольное время (С).
• Моему ребёнку нравится разговаривать со взрослыми (С).
• Мой ребёнок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).
• Мой ребёнок говорит короткими, прямыми фразами (Д).
• Мой ребёнок невнятно произносит некоторые звуки (Д).
• Мой ребёнок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).
2. Любимые игрушки и занятия
• Моему ребёнку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).
• Моему ребёнку нравится рукоделие и моделирование (3).
• Мой ребёнок любит читать вслух, и ему нравится, когда ему читают (С).
• Моему ребёнку нравится придумывать игры (С).
• Моему ребёнку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).
• Мой ребёнок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).
• Мой ребёнок любит ухаживать за домашними животными (Д).
3. Микромоторика
• Мой ребёнок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).
• Для письменных работ моего ребёнка характерна аккуратность (3).
• Моему ребёнку особенно нравится раскрашивание (3).
• Мой ребёнок аккуратно пишет печатными буквами (С).
• Мой ребёнок диктует или читает самому себе во время занятий (С).
• Мой ребёнок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).
• Моему ребёнку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).
• Мой ребёнок путает порядок букв и слов (Д).
• Мой ребёнок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).
4. Навыки поведения в коллективе
• Мой ребёнок чувствует себя одиноко в группе детей (3).
• Мой ребёнок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).
• Индивидуальные занятия нравятся моему ребёнку больше, чем групповые (3).
• Мой ребёнок очень разговорчив (С).
• Мой ребёнок обычно первым начинает разговор (С).
• Моему ребёнку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).
• Мой ребёнок более общителен на игровой площадке (Д).
• Моему ребёнку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).
• Мой ребёнок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).
5. Память
• Мой ребёнок запоминает то, что видит (3).
• Мой ребёнок читает, вспоминая значение слов (3).
• Мой ребёнок легко усваивает математические правила (С).
• Мой ребёнок читает, узнавая слова по их звучанию (С).
• Моему ребёнку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).
• Моему ребёнку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).
6. В школе
• Мой ребёнок аккуратно одевается (3).
• Мой ребёнок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).
• Мой ребёнок следит за порядком на своём рабочем месте (3) .
• Внешний вид моего ребёнка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).
• Мой ребёнок легко отвлекается на звуки и голоса (С).
• Мой ребёнок ведёт дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С).
• Мой ребёнок часто выглядит довольно неопрятно (Д).
• Мой ребёнок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).
• Моему ребёнку трудно усидеть на своем вместе (Д).
Каждый ответ соотносится с определённым способом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:
3 — «зритель» или визуал
С — «слушатель» или аудиал
Д — «деятель» или кинестетик
Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребёнок.
По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребёнка интерес к учёбе».