Людмила Логинова
Консультация «Воспитание воли ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание воли ребёнка - один из центральных вопросов педагогики. Не редко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: «Я не умею», «Я не хочу», «Я не знаю как». Если вовремя не принять необходимых мер, эти черты в дальнейшем разовьются в отрицательные качества, характерные для безвольных людей, и, напротив, правильное воспитание может не только исправить, он и не допустить появление этих черт.
Публикация «Консультация „Воспитание воли ребенка в семье“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Большая часть родителей отдаёт себе отчёт, какое значение имеет воспитание нравственной, сознательной воли детей и какое трудное будущее ждёт их, если в детстве не обратить внимания на воспитание этой важнейшей черты личности и тем самым не предупредить развития так называемого «безволия».
Не все родители ясно представляют себе, почему волевые черты характера следует воспитывать с раннего детства и как это нужно делать. Между тем если с детства не приучать маленьких детей к выполнению несложных заданий, не приучать их сдерживать некоторые неразумные желания, то и в дальнейшем им трудно будет приучить себя к систематическому труду и учению.
Перевоспитать подросшего ребёнка значительно труднее, чем правильно воспитывать его с раннего детства, так как плохие привычки мешают воспитанию хороших черт. Подростки, даже сознавая свои недостатки, с трудом справляются с ними…
С чего начать? Прежде всего, в каждой семье должен быть установлен порядок жизни ребёнка. Ребёнок должен в определённое время ложиться спать, вставать, есть, гулять, играть и выполнять маленькие задания, которые поручают ему родители.
Устанавливая режим детской жизни, надо учитывать и распорядок всей семьи. Если, например, родители уходят на работу к 9 часам - ребёнка дошкольного возраста следует поднять в 8 часов, чтобы он завтракал вместе со всеми. Особенно строго нужно следить за тем, чтобы ребёнок своевременно ложился спать. В самом деле, разве может у ребёнка развиваться воля, устойчивое поведение, умение аккуратно выполнять свои обязанности, если сегодня он встаёт с постели вовремя, а завтра проспит на 2 часа дольше, сегодня обедает в 2 часа, а завтра- 4, сегодня убирает кровать сам, а завтра за него это делает мама.
Домашний режим ребёнка и требования выполнять его необходимо согласовывать с режимом и требованиями в детском саду. Если режим детского сада и режим семьи будут различны, то сознание, привычки, всё поведение ребёнка не будут целеустремлёнными, а воля его не будет укрепляться. Соблюдение этих требований к организации жизни ребенка значительно облегчит воспитание таких волевых черт, как организованность, дисциплинированность, и залаживает основу для дальнейшего развития воли.
Воспитание самостоятельности ребёнка- необходимое условие развитие воли. Здоровый ребёнок стремится двигаться, всё сделать сам. «Я сам!», «Я – сам!»- настойчиво говорит он. Стремление к самостоятельности говорит о том, что уже в самом раннем возрасте у ребёнка появляются свои желания, порою наивные с точки зрения взрослого, свои цели, к которым он стремится. К этим проявлениям ребенка следует относиться с уважением, не заглушать их, создавать условия для их упражнения, так как они служат почвой для воспитания воли. Именно из этих стремлений ребёнка к самостоятельности вырастают волевые черты человека, стремящегося к выполнению благородных целей, которые ставит перед ним родина.
Далеко не все родители отдают себе отчёт в том, какое огромное значение для воспитания ребенка имеет это «Я сам!», которое показывает стремление детей, наблюдающих жизнь и действие окружающих, завоевать самостоятельность, утвердится в ней. Взрослые нередко рассматривают стремление к самостоятельности как непослушание или каприз. Глядя на своего ребёнка, иная мать говорит: «Какой спокойный! Даёшь ему игрушку, и он сидит часами, никуда не лезет и ничего не просит». Между тем такие дети должны вызвать у родителей неудовлетворение, беспокойство и тревогу.
Условия нашей действительности и воспитание детей в детском саду, в школе и в семье способствуют развитию самостоятельности ребёнка. Однако это качество нельзя смешивать с озорством, которое проявляется у детей, если не руководить их воспитанием.
Стремлению ребёнка к самостоятельности препятствовать вредно. Родители должны заботиться о том, чтобы разумно организовать самостоятельность ребёнка, давать ему различные поручение, следить, чтобы, выполняя их, он не отвлекался, преодолевал бы трудности, встречающиеся во время игр и занятий, и доводил начатое дело до конца.
Первые обязанности ребё нка- посильное для него обслуживание: самостоятельно одеться, убрать постель, почистить обувь и платье, позавтракав, поставить посуду на место (а в старшем дошкольном возрасте и вымыть свою чашку или тарелку, держать в порядке игрушки. В дальнейшем такие задания могут усложняться… Неправильно, расценивать игры и занятия детей только как средство занять их время. Не следует забывать, что игры являются средством воспитания воли.
Однако бывает и так, что ребёнку трудно справиться самому. В таком случае лучше помочь ему, так как иначе он может бросить работу и пережить разочарование, тогда как небольшая помощь со стороны взрослых поддержит его желание кончить задание. Он почувствует удовлетворение и радость, а это переживание возбудит в нём желание закончить своё дело и в следующий раз.
Чем старше ребёнок, тем чаще он должен получать от родителей наряду с интересными заданиями поручения, быть может, и не интересные для него в данный момент, но которые он должен обязательно выполнять.
Конечно, не все желания и стремления ребёнка следует одобрять. Ребёнок видит на столе фрукты и конфеты, ему хочется их съесть. Он знает, что брать без разрешение запрещено, но не может удержаться и берёт. Другой пример. Ребёнок знает, что отец отдыхает после длительной работы и его сон нехорошо нарушать, но ему захотелось поиграть мячом, он не удержался и стал бегать и стучать. Какие причины вызывают эти поступки ребёнка?
Ошибаются те родители, которые объясняют их испорченностью ребёнка, нежеланием слушаться старших. Чаще всего ребёнок поступает так потому, что у него ещё не развито «задерживающая воля». Для ребёнка легче сделать то, что он хочет, чем удержать себя от выполнения возникшего желания.
Но если не приучить ребёнка отказываться от некоторых желаний, то в дальнейшем он будет систематически нарушать правила и требования жизни, у него могут развиться плохие привычки, что приводит к тяжелым последствиям. Именно поэтому хорошие, но безвольные юноши и девушки иногда не могут противостоять влиянию плохих сверстников.
Какие же меры должны принимать родители, чтобы приучить ребёнка удерживаться от выполнения неразумных желаний? Прежде всего, нельзя воспитывать ребёнка так, чтобы он был свободен от всяких обязанностей, и ему всё было разрешено только потому, что он маленький. С малых лет следует вселять в сознание ребёнка мысль о том, что он тоже имеет обязанности и вместе с тем ему многое нельзя. Ребёнок рано может усвоить конкретный смысл слова «нельзя» : «нельзя»- больно, «нельзя» - холодно, «нельзя»- горько.
Смысл слова становится всё более сложным: «Нельзя отнимать книжку у товарища, хотя очень хочется именно сейчас её смотреть», «Нельзя входить в комнату в грязной обуви». В этих случаях за «нельзя» должно следовать объяснение: книжка не твоя, и ты можешь только просить, а не отнимать её; твои грязные ботинки запачкают пол, и маме придется снова мыть его, а она устала. По мере развития самостоятельности ребёнка и его участие в жизни семьи всё чаще становится необходимым не только запрещать что-либо словом, но очень кратко, спокойным и требовательным тоном объяснять, почему нельзя так поступать. Однако, прежде чем отказывать в чём-либо, родители должны подумать, справедливо ли будет отказать ребёнку и достаточно ли убедительны для него мотивы отказа. В противном случае запрещение вызовет протест, тяжёлые внутренние переживания. Только те запрещения, которые понятны и убедительны для ребёнка, способствуют развитию у него способности сознательно удерживать себя от плохих поступков. Однако даже при таком отношении к ребёнку нельзя рассчитывать, что устойчивая способность сдерживать себя разовьётся у него быстро. Только при длительном и настойчивом влиянии на ребёнка элементы сознательной сдержанности будут проявляться всё чаще и в дальнейшем превратятся в постоянную черту характера.
«Нет безвольных детей- есть дети испорченные воспитанием».
Особенно чуткого отношения требуют от родителей нерешительные, неуверенные в себе дети, которым кажется, что они не умеют делать то, что делают другие. К сожалению, встречаются ещё родители, которые сердятся на ребёнка, если ему что либо не удаётся, сами того не замечая, внушают ему, что он всегда делает плохо. Такие упреки убивают в ребёнке желание делать лучше, их внушение заставляют его думать, что ему действительно не сделать лучше, у него исчезает уверенность и радость, которые испытывает нормальный ребёнок от своей деятельности, особенно если его одобряют окружающие.
Как поднять у детей веру в возможности, как сделать их более стойкими, уверенными, более жизнеспособными и волевыми? Заметив в ребёнке неуверенность, несмелость, которые чаше всего выражаются словами: «Я не знаю», «Не умею», «Мне самому не сделать»,- или то, что ребёнок не берётся за выполнении е доступного для него задания, следует прежде всего понять причину его неуверенности. Чаще всего такие черты являются следствием болезненного состояния ребёнка, и тогда следует прежде всего укреплять его здоровье. Ещё чаще они развиваются из-за нечуткого подхода к нему старших: вместо того, чтобы поднять у ребёнка веру в то, что он научится, постарается в следующий раз сделать лучше, взрослые зачастую угнетают его разговорами о его недостатках.
Конечно, нельзя положительно оценивать все действия и поступки ребёнка, но совершенно необходимо доверять силам ребёнка, поддерживать его хорошие качества, даже если они ещё слабо выражены, чтобы они росли, крепли и вступали в борьбу с недостатками характера и поведения ребёнка. которые мешают развитию сильной и волевой личности.
Чуткие родители получают большое удовлетворение, когда заметят, что неуверенный ребёнок под влиянием их правильного отношения делается более уверенным, говорит: «Посмотрите, я сам сделал», «Я уже немножко научился!», «Я сам придумал!». Это значит. Что в ребёнке воспитываются те способности, без которых невозможен никакой труд, невозможно дальнейшее развитие воли.