Вострикова Наталья
Консультация «Воспитание в бытовой повседневной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с Выселки
Муниципального района Ставропольский Самарской области
Структурное подразделение детский сад «Чебурашка»
Консультация
«Воспитание в бытовой повседневной деятельности»
Подготовила
Воспитатель
младшей группы
Вострикова Наталья Николаевна
Декабрь 2024г
Воспитание в бытовой повседневной деятельности.
Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малышей. Повседневные действия, которые многократно совершают дети умываясь, одеваясь, понятны им, доступны для выполнения; тождественные условия позволяют сравнительно быстро закрепить приобретенные навыки, которые в свою очередь оказываются очень важными для воспитания у малышей самостоятельности, навыков культурного поведения. Воспитание гигиенических навыков и навыков культурного поведения младших дошкольников предусматривает обучение им каждого ребенка в отдельности, так как конкретность восприятие не позволяет малышу отнести к себе, указания, направленные ко всем детям.
Ряд культурно –гигиенических навыков связан с питанием детей: умение самостоятельно и аккуратно есть, не мешать товарищам во время еды и т. д.
Повседневные упражнения, поощрение взрослыми самостоятельности позволяют научить ребят к трем годам есть быстрее, опрятнее. Для формирования самостоятельности и желания проявлять ее очень хорошо использовать игрушки, организовывать игры с детьми (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) устроить кукольный театр Содержанием спектаклей могут быть пьесы, придуманные самими воспитателям, с использованием фактов из жизни детей группы.
Обычно малыши смотрят на действия с куклой и говорят: «Я умею сама одеваться»; «А я правильно умываюсь и не лью воду на пол». Хорошо взять куклу в умывальную и сказать: «Таня посмотрит, как вы умываетесь».
Художественные образы нередко больше воздействуют на детей, чем уговоры. Многие воспитатели удачно используют песенки, потешки, чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс легким и приятным.
Среди воспитываемых у малышей нравственных качеств, правил поведения важное место занимает доброжелательное отношение к окружающим.
Многие воспитатели знают из опыта, как приветливый тон при обращении взрослых друг к другу и к детям создает благоприятную атмосферу, для того чтобы приучать к этому малышей. Педагог радушно встречает своих воспитанников: «Здравствуйте, дети! Какие вы румяные от мороза!» «Спасибо, Миша!»-благодарит взрослый малыша, принесшего мяч.
Заботливое отношение к каждому ребенку способствует воспитанию у них отзывчивости, предупреждает возникновение конфликтов.
Дети должны быть свидетелями доброжелательного отношения воспитателя к их родителям. Взрослый заботится, чтобы дети не оставались равнодушными к неудачи товарищ, учит их сочувствовать, выражать готовность помочь. Сначала малыши проявляют сочувствие по предложению воспитателя и делает это иногда неосознанно. Но систематическая работа приводит к тому, что дети начинают понимать, как можно проявить внимание, как выразить благодарность.
Для воспитания у детей доброго, внимательного отношения к сверстникам педагог использует конкретные примеры, постоянно обращает внимание на положительные поступки, объясняет, что и как нужно делать, чтобы все было хорошо: «Ты не толкай, а попроси отойти в сторону, чтобы можно было провезти грузовик». Разъясняя значение элементарных правил вежливости. воспитатель убеждает малышей на их собственном опыте, что хорошее поведение доставляет много радости окружающим. «Видишь, как мама рада, что ты догадался поблагодарить Еву за помощь»,-говорит воспитатель.
Большое внимание воспитатель уделяет формированию целенаправленности и устойчивости поведения. Нельзя допускать чтобы у детей создавалась привычка к беспорядочным действиям то с одним, то с другим предметом. Для предупреждения этого взрослый старается заинтересовать ребенка занятием или игрой, сам занимается или играет с ним и таким образом направляет и удерживает его внимание на чем-то одном. Воспитатель побуждает детей к проявлению усилий для достижения поставленной цели, поощряет их удачные попытки, а в случае необходимости помогает действием или советом из затруднительного положения.
Дети младшего дошкольного возраста часто отступают перед затруднениями и быстро разочаровываются в своих попытках что-то сделать. На первых порах нужно упростить задачу, стоящую перед ребенком. Удовлетворение от полученного результата, похвала взрослого за самостоятельные попытки справиться с задачей укрепят веру ребенка в свои силы, побудят его в дальнейшем выполнить и более трудное дело. Посколку дети часто не могут сами организовать свою деятельность, воспитатель подсказывает им, где и как можно применять знания и умения. Для воспитания у детей целеустремленности важно, чтобы дела были им посильны. Вот почему, поддерживая и поощряя стремления малышей найти себе занятие, воспитатель помогает конкретизировать их деятельность, чтобы быть уверенным в том, что дети справятся собственными силами.
В повседневной жизни детского сада много возможностей для воспитания бережного отношения к окружающим ребенка предметам. Умение аккуратно пользоваться личными вещами вырабатывается быстрее, когда одежда, обувь, полотенце и другие предметы хранятся в порядке и в определенном месте. Например, строительный материал умещается в ящике, если все формы уложены правильно. Если они сложены в беспорядке, то для некоторых фигур уже не останется места и воспитателю легко обратить внимание ребенка на это.
Чтобы достигнуть результата в воспитании желания выполнять предъявляемые взрослыми требования, испытывать радость от осознания своих возможностей, следует чаще использовать положительный пример и положительную оценку. Педагог показывает успехи малышей в овладении нормами поведения, побуждает всегда поступать так. Положительно оценивает поведение детей, которые сами помнят, как нужно поступать.
Опыт воспитания детей младшего дошкольного возраста показывает, что даже при нарушении ими установленного правила важно найти форму положительной оценки, помня, что обычно малыши нарушают порядок не сознательно, а просто по забывчивости. Гуманный оптимистический характер оценок формирует у детей жизнерадостность, бодрость, хорошее настроение, доброжелательное отношение к окружающим.
Следует помнить, что всегда оценивается конкретный поступок ребенка. Кроме того, даже на этой ранней возрастной ступени надо стараться раскрыть малышу смысл правильного поступка. «Миша хорошо сделал; «Костя-плохой мальчик»- такие оценки не раскрывают связь поступка с нормой поведения.
Заботясь о нравственном развитии детей в бытовой повседневной деятельности, воспитатель выступает как вдумчивый организатор этой деятельности, как бы элементарна она ни была. Поэтому важно создать необходимую обстановку для нравственных проявлений детей, вовремя заметить и поддержать их интересы, инициативу, позаботиться о хорошем настроении каждого ребенка. Направляя детскую самостоятельность, воспитатель имеет возможность увидеть понять и учесть индивидуальные различия в нравственном развитии детей, в соблюдении ими правил поведения,найти соответствующие приемы педагогического влияния, активизировать ребенка, своевременно помочь ему в преодолении трудностей.
Учитывая непосредственные побуждения и стремления детей, признавая их право выбирать себе занятие и товарищей по душе, воспитатель, когда это нужно, активно воздействует на малышей.
Только при этом условии он может достигнуть положительных результатов в нравственном воспитании каждого ребенка.