Ольга Остащенко
Консультация «Влияние устного народного творчества на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Ещё К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».
Публикация «Консультация „Влияние устного народного творчества на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Формы фольклора.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников можно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.
В потешках, песнях, прибаутках отражается суть раннего детства : видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. Периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые 3 года жизни.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению, способствует развитию у них навыков речи – доказательства речи – описания.
Народные игры – богаты образными разговорными формами, выразительной лексикой. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Подвижные игры очень нравятся детям, а игры подкреплённые стихотворениями, речетативами и закличками интересны вдвойне.
Сказки, былины. Работа над сказкой как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение»…
Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, понимания внутренних мотивов поведения героев.
Сила сказки, как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев.
Былина, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокого нравственного уважения к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.
Фольклорные праздники и развлечения, сочетая различные виды искусства, различные формы и жанры устного народного творчества, оказывают большое влияние на чувства и эмоции детей.
Богатейшие возможности для развития эмоций у детей дошкольного возраста классов имеют специально организованных занятия, по ознакомлению с лучшими образцами устного народного творчества.
В процессе восприятия произведений устного народного творчества формируются эстетические чувства. Они первоначально проявляются в переживании положительных эмоций.
Эстетические чувства способствуют пробуждению эстетических эмоций. На первых стадиях эстетические эмоции возникают главным образом под воздействием яркой формы, привлекающей внимание внешней красотой: ритмичностью, занимательностью.
Более развитые эстетические чувства проявляются в разнообразных эмоциях : эмоции светлой радости или легкой печали и грусти, негодования и восторга. Влияние фольклора усиливается с ростом и развитием ребенка. Корректировать это влияние необходимо, в том числе и на специально отведенных программой занятиях.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста представляется в контексте личностного становления, причем рассматривается в основном как дополнение, составляющий компонент интеллекуально-познавательного развития, либо как обуславливающее поведение и самочувствие ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ:
* РАЗВИТИЯ РЕЧИ,
*МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ,
*МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ,
*НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ В МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.