Мария Смирнова
Консультация «Влияние музыки на развитие речи детей и подростков с ограниченными возможностями»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Влияние музыки на развитие речи детей и подростков с ограниченными возможностями»
Подготовила
специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Смирнова М. А.
2019г.
Публикация «Консультация „Влияние музыки на развитие речи детей и подростков с ограниченными возможностями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Психология подростка
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский) : она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.
Современная наука признает дошкольное детство, как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Именно музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.
Музыкальное творчество, по своей сути связано с душой маленького человечка, поэтому должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М. Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В результате чего при организации музыкального занятия, учитель ставит задачи по развитию музыкальных способностей, и большое внимание уделяется развитию речи детей, используя различные методы, приемы и формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. В процессе проводится работа над интонационной выразительностью, четкой дикцией, дыханием.
. Этому способствует регулярное проведение речевых игр, логоритмических упражнений, артикуляционной и пальчиковой гимнастики положительно влияет на речевую деятельность детей.
Особое внимание уделяется развитию словаря воспитанников в процессе различных видов музыкальной деятельности.
В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значений слов:
1. подбор слова, противоположного по значению (антонима) : неряха — чистый, опрятный,
аккуратный;
• договаривание предложения с антонимами: Летом жарко, а зимой. (холодно, студено, морозно);
• Все люди радовались весне, а Снегурочка. (грустила, печалилась); составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (умный — глупый, весело — скучно);
Например: Человек….
печальный — радостный
воспитанный — невоспитанный
молодой — старый
женский — мужской
слепой — зрячий
стройный — сутулый
худой — толстый
ловкий — неуклюжий
бледный — румяный доброта — злоба
жизнь — смерть
мудрость — глупость
радость — горе
любовь — ненависть
счастье — несчастье
здоровье — болезнь
успех — неудача
трус — храбрец
умник — глупец
друг — враг
ребенок — старик
спать — бодрствовать
говорить — молчать
спрашивать — отвечать
2.
• объяснение значения слова через его определение:
• герой — человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги;
• березняк — березовый лес; босоногий - ходит босиком;
3. сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов;
Подбираем с детьми к одному слову похожие по звучанию слова:
Мост – хвост – тост, дрозд и т. д.
Птица – пицца – синица, лисица и т. д.
Подушка – лягушка – кадушка, клюшка и т. д.
1. Зайка звонко барабанит.
Он серьезным делом … (занят).
2. Снеговик – «морковный нос» -
Ёлку нам домой … (принёс).
4. подбор слов, близких по значению, характеризующих разные сто-роны предметов. Знаток русского слова Л. В. Успенский советовал родителям и педагогам с «малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. ; замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы, «Бежит маленький ручей» (струится, журчит, льется);
д) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика, ушко иголки; «Топай, топай ножками, новыми сапожками.»; «Я — капелька лета на тоненькой ножке» — в стихотворении о землянике; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»;
- Где можно встретить шляпку? (Шляпка бывает у гриба, гвоздя, девочки).
-Что может быть золотым? (Золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер).
Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Названные выше приемы используются при слушании музыкальных произведений, в играх, при разучивании песен.
Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по характеру, происходит очень быстро. Таким образом расширяется словарный запас детей, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки.
Формы развития музыкальности, которые используются на практике – это:
1. Пение. Именно пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. И, хотя певческие возможности дошкольников невелики, начиная с подпевания, дети постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства. Педагог лишь должен заинтересовывать как содержанием песни - как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.
Успешному разучиванию песни способствует выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания (образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д.)
Не секрет, что условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.
Именно поэтому, в своей работе я использую приемы:
– выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
– коллективное проговаривание текста нараспев, негромко, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
– коллективное произношение текста шепотом;
- коллективное произношение текста «с выключенным звуком».
Так, в процессе пения происходит расширение и обогащение словарного запаса детей и ведётся регулярная словарная работа. Нередко в песнях встречаются незнакомые или труднопроизносимые слова, которым уделяется особое внимание в ходе разучивания песенного репертуара. В ходе работы над усвоением детьми певческих навыков дошкольники очень часто неправильно произносят окончания слов, особенно это касается прилагательных. Например: «солнышко лучистая» вместо «солнышко лучистое», или: «накормлю лошадку свежаю травою» вместо «свежею травою». Поэтому, как правило, перед исполнением песни играем в словосочетания: осень – разноцветная, кораблик – маленький, мотылечек - желтый.
2. Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс обучения лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы. Доказано, что музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.
«Здравствуй, милый друг!», «Танцуй вместе с нами» и др.
3. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. При помощи совместного пения и музыкальных игр происходит стимулирование и активизация речи ребенка.
«Мы платочки постираем», «У бабушки Натальи», «Здравствуй, Осень!» - с элементами ритмодекламации, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.
4. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речибыла отмечена еще давно многими педагогами и психологами. «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух». Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Существует методика Андроновой (Арутюнян) Л. З. «Нормализация речизаикающихся на основе синхронизации речи с движениями пальцев».
«Предлагаемый способ коррекции заикания снижает фиксированность на акте речи, поскольку «ответственность» за технику речи (темп, слияние слов в синтагме, интонационный рисунок фразы) берёт на себя обученная рука, и заикающиеся могут, наконец, как и все нормально говорящее люди, прежде всего думать о смысле высказывания». При этом учитывается неразрывная связь речии соответствующих движений (мимики, жеста и пр.).
5. Логоритмика. Ильина Н. С. отмечает, что эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Влиянием занятий с использованием элементов логоритмики у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Музыкальный дождь
Дождь стучит по окнам и по крыше:
- Тук-тук-тук!
- Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
То стучит он громче, то вдруг – тише:
- Тук-тук-тук! (громко) Тук-тук-тук! (тихо)
- Но не просто дождь идет –
Дождик песенку поет:
- Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук-тук-тук!
В ритме танго он полил дорожку:
- Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!
В ритме вальса постучал в окошко:
- Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук-тук-тук!
- Да, не просто дождь идет –
Дождик песенку поет:
- Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Полечку танцуя, мыл травинки:
- Тук-тук-тук, тук-тук! Тук - тук!
Маршем он прошелся по тропинке:
- Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!
-
- Гром фанфарами гремит,
Дождь меняет темп и ритм:
— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!
- Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!
Барабаня, дождик напевает:
Рок-н-ролл, быть может, сочиняет:
Кто умеет слушать – тот поймет,
Что же дождь сейчас поет:
/Звучит музыка, дети определяют ее характер/
(Автор О. Н. Громова)
Опираясь на наблюдения, а также результаты, видимые в процессе работы, можно отметить, что музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет произведения, раскрыть настроение рисунка. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса, а значит напрямую способствует речевому развитию ребёнка.