Галина Незванова
Консультация «Учим детей сочинять стихи»
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы воспитателя Незвановой Г. А.)
Каждый ребёнок по – своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество – основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи. Ритм стихотворения способствует активации различных аналитических систем, становлению умственных способностей, эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением.
Публикация «Консультация „Учим детей сочинять стихи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Словесное творчество может проявляться у ребенка в самых разнообразных талантах, сочинении сказок, стихов, рассказов, загадок, считалок, частушек, что доставляет детям огромную радость и желание проявить себя в сочинительстве.
Своей задачей при обучении стихотворению считала : создать атмосферу творчества и доверия, желание «играть» со словом, возможность придумывать рифм, поощрять творческую активность самостоятельность детей (разнообразие ответов).
Похвала ребенка, как метод (рифм) развития самооценки.
(молодец, замечательное слово придумала)
Поддержать ребенка. Который растерян, затрудняется в подборе рифмы;
Подбодрить, если ребенок неуверен в себе (У тебя всеет получится)
Как все начиналось
Играя с детьми в «рифмушки» я заметила, что многие дети хотят сами сочинить хотя бы четверостишье. Старалась помочь этим ребятам, поддерживать их, сочинять подбадривать, научить придумывать рифмы.
Любая игра, в которой нужно произносить стихи, намного интересней обычной.
Придумывая рифмы для детей, это такая же игра, как и многие другие. Чтобы познакомить с рифмой, я разработала игровые упражнения и игры
Схемы похожих по значению слов
н/п игры «Рифмушки»(отыщи карточки-плерму)
дорожки-окошко-сторожка-окрошка
лесной-прямой. Кривой, живой-зимой
расти-трясти-увезти-принести
идут-бегут, везут-подадут
лягушки-игрушки, подушки, ватрушки
Использование загадок, ответ которых рифмован, четверостишья., авторские скороговорки:
Ползун ползет, иголки везет,
В синем небе светляки не дотянешь к ним руки,
один большой светляк загнулся, как червяк.
Носит мама кенгуру
В теплой сумке (детвору)
А ребятки - кенгурятки
Целый день играют (в прятки)
Су-су-су
Хлеба рыбкам отнесу
За-за-за
Прилетела (стрекоза)
Зы-зы-зы крылья есть у (стрекозы)
Игры с рифмованным текстом
Игры с рифмованным текстом развивают умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи; способствуют развитию навыков словообразования, расширяют активный словарь ребенка. Так игровой прием с целью повышения интересам к придумыванию ритма использовала приход литературных героев, которые приходили со своими заданиями. (мартышка из 32 попугаев).
«Я начну, а вы продолжите»…
Этапы сочинения стихов :
1. Формирование интереса к сочинению собственных стихов.
2. Воспитание фонематического слуха, ритма, поэтического чутья.
3. Сочинение собственных стихов.
4. Создание творческой атмосферы.
5. Доброжелательное отношение взрослого.
6. Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.
7. Чтение высокохудожественных произведений о природе и т. д.
8. Умение использовать метафоры.
9. Знакомство с построением стихотворений. Научить чувствовать ритм, рифму.
10. Коллективное и индивидуальное создание стихотворений, игры:
Создание условий для формирования грамотно-оформленной речи детям дошкольного возраста, посредством стихосложения.
Формировать поэтический слух;
Развивать словотворческие возможности детей,
Учить излагать свои навыки в стихотворной форме,
Расширять словарный запас,
Приобщать к чувствам прекрасного,
Расширять представление об окружающем мире,
Совершенствовать выразительность речи,
Научить анализировать, сочинять, преобразовывать,
Способствовать развитию образной и складной речи ребенка.
Похвала ребенка взрослым, как метод развития самооценки ребенка.
«Молодец, замечательно слово придумал!»
Поддержать, если ребенок затрудняется в придумывании рифм.
Подбодрить, если ребенок не уверен в себе «У тебя все получится, давай попробуем вместе».
В своей работе часто использую свои авторские стихи при наблюдении на прогулке в разные сезоны года, в театральных этюдах, инсценировках, на физкультминутках, в подвижных играх (считалки, в речевых играх по звуковой культуре речи и др.
Шаг 1. Игры-упражнения
Как лучше сказать, чтобы было складно. Скажи точнее (развивать точность словоупотребления.
«Закончи предложение» (Ушел-отошел, вошел-вышел)
(Использовать глаголы приставочным способом)
Использование пиктограмм
Красная рябина похожа на матрешку, в ярком сарафане, в красненьких сапожках.
На лесной опушке
В маленькой избушке
Жили-были поживали
Старый дедушка - Тарас
С доброю старушкой
Дружно пожили-жили
Чай из самовара пили.
Стихи об игрушках по аналогии в игре «Доскажи словечко»стихов А. Барто, Б. Захадер (авторская)
Покатился мячик (в речку)
Плачет громко … (Таня)
Кто поможет ей … (в беде)
Её дружочек… (Даня)
** *
Оторвали Мишке … (лапу)
Буду я (его жалеть)
Совсем скоро (из Мишутки)
Вырастит большой медведь
Даня
Мы ребята – Молодцы
Собираем… (огурцы)
И петрушку и … (салат)
Урожай у нас… (богат)
***
Книжка наша заболела
Полечу ее я … (смело)
Сейчас склею
Это делать я … (умею)
Игрушки для подружки
(Игра потипу «Доскажи словечко»)
Во дворе растет … (береза,
Ой, какая … (высота)
Подошел ко мне … (Сережа,
Ой! Какая… (красота)
***
Давай закончим фразу
Я на озеро (ходила,
Рыбку там (поймала)
Одной рыбки для ухи
Точно очень… (мало)
Даша С.
Дождик, дождик лей. Лей,
На меня и на (людей)
***
Игра «Подбери рифму» (с мячом)
«Я начну, а ты продолжи»
Дорожка-окошко-сторожка-окрошка;
Лесной-живой, земной, зимой, кривой.
Расти-цвести, трясти. ю унесли, увезти, принести.
Особое внимание уделяла развитию творческих способностей ребенка, когда они заканчивают ритмическую фразу. Осознавая ритм и рифму заданной строчки дети вдумываются в звучащее слово и начинают лучше понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают интонационную речь, но и готовят его к восприятию поэтической речи.
Игра «Давайте закончим фразу, которую я начала, чтобы получилось складно.
Мы на улицу пошли (и щеночка там нашли)
Наш щеночек маленький, (грелся на завалинке)
Ты собачка, где гуляла? (детям косточки искала.
Мы с собачкою гуляли (ничего не потеряли)
Поэтический серпантин
Игра «Эхословики» поиск рифмы к слову похожему по звучанию, с одинаковым окончанием. Слово «Эхо» аукаются т повторяют друг другу.
Сто-пол, книжки-мишки, лягушки-ватрушки.
Подбор рифмы (2-3 рифмы) к любому предмету
Подбор рифмы к заданному словосочетанию (каторчка с картинками и словами +пиктограммы и игры «Продолжи –кв», «Рифмолов». «Ритмолор». Ребенок выбирает из предложенных ему карточек( 2 или более рифмы»
Правильно составляет словосочетание из набора предложенных слов и придумывает к нему рифмы.
Ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам.
Ребенок самостоятельно подбирает рифмы к придуманному словосочетанию
Связывать словосочетания между собой по смыслу и уметь соединять эти словосочетания в двустишие, четверостишия с помощью иллюстраций к любому детскому произведению; маски, шляпки, тематические предметы.
Если ребенок затрудняется, ему помогут наводящие вопросы.
Выводы по стихосложению.
Благотворно повлияли на речевое развитие детей, на понимание стихотворной речи
Доставляет детям радость и удовольствие
Способствовала воспитанию интереса кслову, развивает речь, творчество.
Итогом проведенной работы является: изготовление книжек-самоделок».
Сочиняли стихи дети
От 4 до 7илет «Хохотушки»
О цветики-цветок стихи придумали дети.
Сочиненные сказки.