Айгуль Еременко
Консультация «Технологии поддержки детской инициативы в конструктивно-модельной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Технологии поддержки детской инициативы
в конструктивно – модельной деятельности
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала.»
Ж. Пиаже
Сегодня во всем мире и в России в связи с научно-техническим
прогрессом отмечается тенденция формирования нового качества общества. В быстро
меняющемся нестабильном мире требуется человек — творец, способный
адаптироваться в этих нестабильных условиях, способный быстро менять профессию,
Темочки:
специалист широкого профиля, способный работать в команде, самостоятельно
принимать решения.
В связи с этим становится актуальной задача федерального государственного
стандарта по реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одна из
характеристик возможных достижений ребенка, обозначенных в целевых ориентирах,
предполагает, что ребёнок на выходе из детского сада способен проявлять
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе в
конструировании.
С целью создания развивающей предметно – пространственной среды,
способствующей поддержке детской инициативы и самостоятельности в
конструктивно – модельной деятельности в группах ДОУ создан центр
конструирования и моделирования.
В центре в достаточном количестве имеются:
крупный и мелкий строительный материал;
различные виды конструкторов :
пластмассовый, деревянный, металлический,
мягкий, тематический;
разнообразный бросовый, природный
материал;
схемы;
мелкие игрушки: изображающие людей
транспорт, животных, птиц для обыгрывания построек;
альбомы с фотографиями и рисунками разнообразных построек нашего города,
альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений города;
альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта;
дидактические игры
«Сделай такую же» (дети по образцу создают модель из любого конструктора)
«Измени или преврати»
«Что получилось?» (дети в командах создают постройки по своему замыслу)
«Что изменилось?»
«Закончи конструкцию» -
конструирование в парах, команде
побуждающее детей совместно обдумывать
план постройки, проявлять инициативу при
распределении обязанностей.
С целью развития у детей инициативы и
самостоятельности в конструировании, в своей
работе я использую разнообразные формы
организации конструктивной – модельной деятельности и приёмы поддержки
инициативы и самостоятельности.
При организации конструирования по образцу с
целью поддержки детской самостоятельности и
инициативы я предлагаю детям построить
дополнительные постройки по желанию.
Дети самостоятельно придумывают постройки,
выбирают для них необходимые детали
конструктора, без участия взрослого воплощают
замысел. Очень часто такие постройки используются
детьми в дальнейшей игре.
Также предлагаю детям строить по
предложенному образцу, но из других деталей или из
другого конструктора.
Этот приём активизирует мыслительные
процессы дошкольников, творчество, инициативу.
Конструирование по замыслу в сравнении с
конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют
возможность проявить самостоятельность.
Конструирование в парах побуждает детей совместно обдумывать план
постройки, договариваться, кто какие части будет строить, проявлять инициативу при
распределении обязанностей.
Конструирование тесно связано с сюжетно –
ролевой игрой, в которой на первый план выдвигается
сюжет игры, а постройка соответствовать ее развитию.
Поэтому в играх постройки являются условными, а строительный материал
помогает развертыванию игры.
Очень часто во время игры постройки преображаются, достраиваются,
перестраиваются.
Для лучшего достижения замысла игры наши дошкольники используют
дополнительный материал: бумагу, картон, бросовый, природный материал.
В данной ситуации наша задача поддержать детскую инициативу, похвалить за
интересно придуманную игру. Придумывание и изготовление атрибутов к играм
также очень инициативный, самостоятельный и творческий процесс.
Так из картона получаются отличные крылья
для дракона и мечи, из бумаги – корона или карта,
из стульев и конструктора – транспорт, замки и
крепости, из кусков ткани – плащи и платья.
Активно используется костюмерная группы.
Однако полноценной развивающей среды и
партнерской помощи взрослого недостаточно,
чтобы поддержать инициативу. Необходимо
создать условия, которые способствуют к
принятию детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей.
Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы
является групповой сбор. Здесь мы обмениваемся информацией, обсуждаем
проблемы, планируем индивидуальную и совместную деятельность.
В ходе обсуждения возникших вопросов, было принято решение о развитии
волонтерской деятельности в нашей группе.
Старшие дошкольники с большим
удовольствием знакомят малышей с разными
видами конструктора, участвуют в совместных
сюжетно – ролевых играх.
Развитие проектной деятельности также
способствует поддержке детской инициативы.
Нами реализован детско - родительский проект
«Город детства моего - Когалым».
Мероприятия проекта:
маршрут выходного дня «День города»;
экскурсии в библиотеку, музейно – выставочный центр;
просмотр фильмов и презентаций о городе.
Продуктом проекта стал альбом «Достопримечательности города Когалыма».
Итоговое мероприятие «Лего – город»
В своей группе мы часто проводим конкурсы и выставки совместных творческих
работ родителей и детей на различные темы.
Рассказывая о своей работе в группе, ребенок с упоением рассказывает, что
придумали они с мамой или с папой и о том, что именно он захотел сделать в этой
работе.
Грамотно созданная развивающая среда группы, взаимодействие с семьей,
полученный ранее опыт конструирования, помогают детям в полной мере проявлять
самостоятельность и инициативу в конструктивно – модельной деятельности