Анастасия Селиверстенко
Консультация «С чего следует начинать приобщение малыша к раннему обучению чтения?»
▼ Скачать + Заказать документы
С чего следует начинать приобщение малыша к раннему обучению чтения?
Вырежьте из плотного картона все буквы алфавита высотой 10 см. Они должны быть прочными, чтобы малыш мог легко взять их в руки. Дайте ему сначала гласные: «а», «о», «у», «и». Произносите их протяжно, почти пропевая.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Изготовьте пособие типа пенала, только более плоское, похожее на линеечку. В эту линейку-пенал закладываются буквы и закрываются. Начинается игра : малыш произносит ту букву, которая открывается его взору при скольжении линеечки слева направо. Это важно, так как установлено, что первая трудность в обучении чтению связана именно с неумением следовать взглядом слева направо.
Когда малыш усвоит гласные (а,о, у, и, будет их свободно узнавать и протяжно произносить «а-а-а», «у-у-у», «и-и-и», «о-о-о», можно двигаться дальше. Начинайте читать (да-да, читать). Для этого заложите гласные в слоговом оформлении в линейку- пенал: «ио»- кричит лошадка, «иа»-ослик. Конечно, вначале следует отработать одно звукосочетание, затем второе. Малыш должен научиться произносить ту букву, которая открывается. Оба звука гласные, поэтому первый легко «перетекает» во второй, и ребёнок без затруднений просчитывает вслед за взрослым, «как кричит лошадка или ослик».
Аналогично читайте звукосочетание «ау». Плавно переводите линейку, озвучивая появляющиеся буквы: «а-а-а-а-у-у-у-у». И тут же дайте дополнительную информацию: девочка (мальчик) играет с мамой в прятки или гуляет в лесу. Вот так, в игровой форме, до ребёнка нужно донести мысль, что с помощью букв передаётся какая- то информация.
Освоение согласных начинается постепенно. Вначале «м», «п», «б», затем «т», «д», «в», «г». Дайте ребёнку в руки букву и произносите звук, который она обозначает (и только).
Теперь с помощью линейки- пенала можно начинать знакомить малыша с закрытыми слогами : «ав»(лает собачка, «ам»(собачка просит есть). Не торопите ребёнка, помните, что вы с ним играете, включайте действия с линеечкой в игровые показы. Расширяйте информативное поле игрового взаимодействия, сочетая его с «обучением».
Если описанные выше этапы освоения программы прошли успешно, можно переходить к следующему. Поменяйте на глазах у малыша буквы в слогах : «ав»-«ва», «ам»-«ма», «ап-па» и т. п. А затем, скользя линеечкой по пеналу слева направо, предложите ему произносить появляющиеся буквы.
Это начало освоения грамоты. Для малыша 3 лет более чем достаточно.
Возможность освоения грамоты в ранние годы подтверждается отечественными и зарубежными учеными. Разработаны специальные методики. В России лучшей из них является методика Н. Зайцева, но она требует специальной подготовки взрослого. Мы же представили наиболее рациональную.
В заключении подчеркнём ещё раз: раннее чтение совсем не обязательно для маленького ребёнка. Если ваши занятия малыш отвергает, значит, ему ещё рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите крохе радость общения, радость детства. Раннее детство имеет свои особенности, оно так же неповторимо, как сама жизнь!
Разворачивающийся перед глазами ребёнка мир несёт ему информацию более широкого содержания, чем освоение букв и цифр. Обучение чтению можно рассматривать как деятельность прикладного значения, аккуратно, по желанию малютки, в игровом плане входящую в его жизнь. Всему своё время.
Психофизическое благополучие малыша, как и взрослого, предполагает физическое, психическое, эмоциональное здоровье. И это главное в ранний период детства.
Селиверстенко А. В.
Учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.