Людмила Кустугильдинова
Консультация «Роль взрослого в развитии правильной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль взрослого в развитии правильной речи детей.
Речь является чрезвычайно сложной и тонкой формой отражения в
человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по
выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».
Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и
формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим
Публикация «Консультация „Роль взрослого в развитии правильной речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
средством всестороннего развития личности ребенка». (А. И. Сорокина).
Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот
почему в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей
дошкольного возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у
ребенка. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать
действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут
формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его
поведение, следовательно, и его личность в целом.
Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического
воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок
слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует
говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния
задерживает развитие речи ребенка.
Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно.
Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это
бесполезно, что ребенок вырастет и сам научиться говорить.
Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре
лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так
они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным
произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Еще
Я. А. Каменский порицал родителей за потакания неправильностям детской
речи. К. Д. Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с
маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых.
Ошибочно думать, что фразами «пойдем тпруа» или «Лелечка бобо, она бах–
бах» мы вступаем в более интимные отношения с ребенком, развиваем его
ум. У маленьких детей это достигается «музыкой», интонацией слова, а не
звуковым составом его.
Даже среди воспитателей детских садов иногда встречается подобная
слабость к детскому лепету. Такая сентиментальность тем более не
допустима, что сами дети не любят, когда взрослые разговаривают с ними,
подражая их произношению. Но это не значит, что надо говорить с
маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту
закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и
употреблять на ряду с обычными словами более легкие как-то: мяу, вау – вау,
бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными,
но доступными для подражания названиями (киса, боба и т. п.). Говорить же
трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо
маленький, тпруа вместо гулять непозволительно. Возрастные особенности
речи ребенка могут закрепляться и даже расширятся под влиянием
несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены
семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.
Так как речь ребенка развивается только через подражание, то в яслях,
домах малютки и детских садах, особенно в группах малышей, этому
развитию грозит большая задержка (бедность словаря, искаженность
произношения и пр.). Примеры этого нередки. Трудности подобного рода
вполне преодолеваются правильной организацией языковой культуры в
таких учреждениях, ведущая роль в которых принадлежит воспитателю. Чем
больше воспитатель (няня) разговаривает с детьми, чем лучше стимулирует
их к разговору, тем успешнее формируется их речь; чем чаще малыши
общаются с детьми старшего возраста (общие прогулки, игры и т. п., а также
со взрослыми, тем богаче становиться их речь.
Возможность говорить, общаться – это удевительный дар природы. И с
этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Сензетивный
период речевой функции от 1 года до 8-9 лет. Именно в этом возрасте
необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать
лексическое чутье, нучить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильной
зависимостью от взрослых, так как именно с близкими ребенок встречается
чаще всего, и через них, начинает овладевать предметами и орудиями
деятельности. Именно поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше
взаимодействовать с родителями.
Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок
перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение
речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его
умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений
ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с
художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые
темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не
только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им
правильной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия,
чтобы он испытывал удовольствие от активного общения со взрослыми,
получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас,
учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и
слова.
Ниже приведены несколько советов родителям, которые озвучиваются на
родительских собраниях, а также в нашем клубе для родителей:
Советы родителям
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в
полной мере родителям необходимо соблюдать ряд условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не
перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал
должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь,
звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о
выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте,
непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также
уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое
развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать
неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны
и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично
поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок
торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить
надо внятно, четко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли
ему ваш ответ?
• Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни
можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с
ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также
самостоятельные высказывания. Время записи —от 1 до 5-10 минут (в более
старшем возрасте, при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие
записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим
подарком для сына или дочери.
Используемая литература:
1. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей» - М. : Лайнер, 2005.
2. Сохин Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - М. :
Просвещение, 2004.
3. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей» - М. : Просвещение, 2005.