Оксана Глазкова
Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе по развитию речи воспитатели часто используют различные пальчиковые игры. И это не случайно. В настоящее время доказана закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, пальчиковые игры, используемые педагогами в воспитательной работе, развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику, способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Все это влияет на полноценное развитие детей.
Публикация «Консультация „Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ежедневные упражнения с пальчиками помогают улучшить артикуляционную моторику детей, их звукопроизношение, внимание и воображение. Наибольшие результаты приносит сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением. Вспомним, такие игры, как «Сорока-белобока», «Ладушки», «Семья» и др. Мною создана картотека пальчиковых игр по всем лексическим темам. В беседе, во время наблюдений или в творческой деятельности обязательно должна присутствовать небольшая пауза, на которой мы с детьми играем с пальчиками, используя стишок именно по той теме, по которой в данный момент проходит занятие. Это позволяет обеспечить эффективное развитие мелкой моторики, речи и других важнейших психических функций ребенка.
Как же происходит разучивание пальчиковых игр в детском саду? Малышу взрослый сначала просто показывает движения, сопровождая их текстом, на своих руках. Затем играет с его пальцами. Под стишок можно загибать по очереди пальчики малыша или же перебирать их, слегка массируя:
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Упражнения с пальчиками с проговариванием слов, поочередным перебиранием пальчиков :
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.
В это время можно посчитать все пальчики, слегка помять, сделав своего рода зарядку для каждого пальчика в отдельности.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Трехлетний ребенок уже включается в игру, отражая движения взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и пальцами, но оставляя за ним активную роль. Часто игры «растут» вместе с детьми, постепенно усложняясь. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений – к активным, от простейших условий – к трудным.
Для получения максимального эффекта упражнения должны быть построены таким образом, чтобы:
• сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;
• использовались изолированные движения каждого из пальцев.
В старшем возрасте, дети уже сами предлагают поиграть в любимые пальчиковые игры, используют их в сюжетно-ролевых играх (например, «Семья», могут обучать друг друга.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста обязательно нужно использовать игры с пальчиками. Конечно, общение ребенка с окружающими играет главенствующую роль в развитии речи ребенка. Но связь между функциями кистей рук и речью доказана многими специалистами, поэтому не стоит пренебрегать данным способом развития речи дошкольника.