Лучший педагог года

Консультация «Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего возраста»

Валентина Ивановна Кручинкина
Консультация «Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что у нас есть- о наших детях. Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем даётся легко.

Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребёнка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Ведущая роль в жизнедеятельности ребёнка принадлежит взрослому, а значит, именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами, взрослыми- родителями и педагогами- должны установиться дружеские, тёплые взаимоотношения.

Публикация «Консультация „Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего возраста“» размещена в разделах

Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребёнка. Поэтому роль родителей в эмоциональном состоянии ребёнка огромна. Чем же отличается материнская психология от отцовской? В чём разница между материнским и отцовским воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Однако, с эволюционной точки зрения функция матери состоит в адекватной заботе о потомстве. Плюс к этому добавляются социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребёнком более тесная эмоциональная связь изначально с момента рождения ребёнка (кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь требовательная, условная любовь, которую он должен заслужить. Отцовская любовь не является врождённой, а формируется на протяжении первых лет жизни ребёнка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребёнок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец видит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию социального контроля и является носителем требований и санкций. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально- полезных целей и идеалов.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что люди, растущие без отца, получают большое развитие гуманитарных способностей.

Поведение родителей играет важную роль в развитии самооценки ребёнка. Если родители относятся с уважением к ребёнку, любят его, принимают его таким, какой он есть, то и ребёнок чувствует собственную ценность, значимость. В то время, как холодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия. Насколько часто и открыто выражают свои чувства и насколько им свойственны холодность и враждебность. Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребёнку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном, чаще они

идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребёнка.

Удивиться, восхититься сооружением кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение - всё несвойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь родителей к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. На втором году жизни становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребёнку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребёнка- их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал»

Ещё одна негативная черта нашей традиции воспитания - преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать- значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребёнка складывается представление об отце как о человек, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери, низко оценивает не только тот или иной его конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребёнок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребёнку не содержат в себе даже намёка на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребёнок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растёт уверенность в том, что его не принимают, не одобряют и в конечном счёте он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности.

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности вашего общения. Часто ли вы употребляете такие по смыслу выражения?

- Какой ты у меня молодец.

- Ты способный, у тебя всё получится.

- Ты мой помощник.

Как известно понедельник – день тяжёлый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговорами.

В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям ещё слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядоченную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрослые. В результате появляется тот самый «тяжёлый понедельник». Кроме того не всем детям удаётся адаптироваться к условиям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.

Очень многое зависит от того, как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребёнка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых, им нужно успеть переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых, они должны вовремя накормить и уложить спать ребёнка, погулять и поиграть с ним – словом, соблюдать привычный режим дня малыша, который, к сожалению, совсем не совпадает с планами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребёнка.

- Как проходит выходной детей Вашего малыша?

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень активным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребёнка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда: длительный просмотр телевизора в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, сопровождаемое громкой музыкой нередко провоцируют нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не даёт ребёнку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, ещё не сформировавшейся психике.

Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с чёткой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.

Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребёнку тоже должна помочь мама:» Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А это кто к ней сейчас прискачет? Лягушка-квакушка», для этого полезно иметь любимые мультфильмы на дисках.

Передача «Спокойной ночи, малыши» может быть рекомендована детям, начиная с 3-х лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи.

Если вы заметили, что вечером ребёнок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером прочитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошёл день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.

Никогда не оставляйте ребёнка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит.

День, наполненный событиями,утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребёнок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуждается, нервничает, плачет или без причины смеётся и, даже зевая во весь рот, не может уснуть. Привычный режим дня, приятные, понятные ребёнку события, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, их ласка сделают общение родителей с ребёнком настоящим праздником.

Публикации по теме:

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего возраста»
Опубликовано: 4 января 2021 в 22:07
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ивановна Кручинкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД