Анастасия
Консультация родителям будущих первоклассников «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Кризис 7 лет.
Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: “Я здорово рисую — у меня получилось самое круглое яблоко”, “Я умею прыгать через лужи, я ловкий”, “Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки”. Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и пере живаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.
Публикация «Консультация родителям будущих первоклассников „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:
— возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией (“как будто не слышит”, “надо сто раз повторить “);
— появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);
— демонстративная “взрослость”, иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;
— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде,
главное, чтобы не выглядеть “как маленький”.
Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.
К позитивным моментам могут быть отнесены:
— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);
— самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении от дельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
— рассудительность.
Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной
позиции. Происходит смена ведущей деятельности — учебная, новая социальная роль — ученик.
Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет — разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.
Рекомендация для родителей : составьте для ребёнка оптимальный режим, который удобно будет соблюдать в школьное время.
2. Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты:
1. Личностная готовность.
— Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.
— “Внутренняя позиция школьника” как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию
— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания,
произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.
2. Интеллектуальная готовность.
— Ориентировка в окружающем, запас знаний.
— Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать
предметы и явления.
— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
3. Двигательная готовность.
— Мелкая моторика.
— Крупные движения (рук, ног, всего тела).
4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,
— самостоятельно действовать по заданию,
— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.
У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обучению — это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционноразвивающих программ особое внимание отводится преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов.
3. Особенности подготовки к школе (Что должен знать ребенок)
Внимание.
-Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут.
-Находить 10 отличий между предметами.
-Удерживать в поле зрения до 10 предметов.
-Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
-Копировать в точности узор или движение.
-Уметь находить одинаковые предметы.
Память.
-Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.
-Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
-Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
-Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.
-Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.
-Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
-Запоминать расположение игрушек (8-10, назвать по памяти, что где находится.
Мышление.
-Объединять предметы в группы по определенным признакам.
-Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
-Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
-Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
-Решать достаточно сложные логические задачи.
-Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
-Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
Мелкая моторика.
-Правильно держать карандаш или ручку в руке.
-Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
-Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
-Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.
-Копировать с образца геометрические фигуры.
-Уметь продолжить штриховку рисунка.
-Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.
-Видеть строку и писать в ней.
Развитие речи.
-Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.
-Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.
-Составлять рассказы по картинкам
-Пересказывать небольшие рассказы.
-Выразительно рассказывать стихотворения.