Ольга Николаевна Добровольская
Консультация «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника посредством активных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /
Публикация «Консультация „Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника посредством активных видов деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Цель развития эмоционально-волевой сферы дошкольников – научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а так же совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Бывает так, что успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, не может в жизни быть успешным человеком.
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
Проблема развития эмоциональной сферы является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни ребенка.
Этой проблемой занимались многие педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Т. А. Маркова и др., они утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Положительные эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Отрицательные же эмоции заставляют ребенка избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают его.
Но чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
Поэтому, необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. А активные виды деятельности несомненно, способствуют бодрости духа. Ведь физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека.
Установлено, что активные виды деятельности представляют огромные возможности для эмоциональных проявлений положительного характера, разнообразных по качеству и силе.
Нельзя недооценивать роль физической культуры в формировании дисциплины, целеустремленности, самооценки, саморегуляции и других эмоционально-волевых качеств.
Одним из основных видов активной деятельности являются подвижные и малоподвижные игры.
Такие игры являются для дошкольников наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Игры вводят детей в мир эмоций, через активное творческое взаимодействие со сверстниками и позволяют решить следующие задачи:
-обогащение эмоционального опыта ребенка;
-овладение «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;
-развитие умения «раскодировать» эмоциональные проявления других людей и регулировать свои способы общения и поступки с ними;
-научить ребенка ставить перед собой цель, принимать решения и проявлять определенные усилия в преодолении препятствий;
-осуществление эмоционально-психологической коррекции детей;
-создание пространственно-предметных эмоциогенных условий для эмоционально-комфортного пребывания детей в период детства.
Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, его непосредственность.
Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л. С. Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка.
Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям.
Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я систематически использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других. 11.12.13.14.
Опыт проведения подвижных и малоподвижных игр показал достаточно высокие результаты: отношения детей в совместных играх стали более дружелюбными, справедливыми, милосердными, дети самостоятельно решали многие конфликтные ситуации. Заметно снизилась агрессивность проблемных детей, уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, ранее игравшие в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.
Включение подвижных игр в образовательный процесс, безусловно способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Эмоции – это движение!
Эмоции – это энергия успеха и развития!
Эмоции – это ключ к пониманию себя и других людей!
Эмоции – это ключ к пониманию мотивов и потребностей!