Ирина Яновицкая
Консультация «Развитие межполушарных взаимодействий у детей» «Психомоторные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже с рождения ребёнок окружён информацией, он получает её разными способами - посредством зрения, слуха, прикосновений и т. д. благодаря разнообразию информационных каналов головной мозг малыша формирует полное представление об окружающем его мире.
Несмотря на то что правое и левое полушария головного мозга ребёнка имеет одинаковое морфологическое строение, они по-разному обрабатывают полученную информацию. Так, левое полушарие головного мозга отвечает за логическую и аналитическую обработку информации, контролирует процессы восприятия вербальной (речевой) информации. В правом полушарии формируются пространственные представления. Оно отвечает за обработку неречевой информации, которая предстаёт в виде знаков, образов схем, символов, жестов, цветов, звуков. правое полушарие, одновременно обрабатывая множество блоков информации, обеспечивает её восприятие как единое целое. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная эффективность работы мозга достигается в момент одновременной интегрированной обработки поступающей информации от обоих полушарий.
Публикация «Консультация „Развитие межполушарных взаимодействий у детей“ „Психомоторные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Межполушарные связи как совокупность сложных процессов обеспечивают согласованную работу полушарий мозга. Отсутствие взаимной связи или снижение интеграции в работе полушарий негативно влияет на психическое развитие ребёнка. Поэтому важно своевременно начать работу по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Психомоторные игры- это игры, направленные на развитие межфункционального восприятия. Благодаря им у ребёнка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий, а мозг переключается в интегрированный режим работы. Психомоторные игры являются одним из направлений работы по развитию межполушарного взаимодействия.
Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество психомоторных игр : кинезеологические, нейропсихологические, дидактические и т. д. Мы выбрали психомоторные игры в формате игровых ситуаций на плоскости листа. Актуальность такой формы работы с ребёнком заключается в том, что предлагаемые игры на требуют наличия специального дорогостоящего оборудования, а методика проведения доступна не только специалистам, но и родителям для домашний занятий с ребёнком. При этом такие игры позволяют решать задачи развития межполушарного взаимодействия у детей не менее эффективно, чем другие варианты психомоторных игр.
Предлагаемые игровые ситуации представлены тремя блоками.
Блок психодинамических и координационно-регулирующих игр:
• обеспечивает оптимизацию протекания интеллектуальных и регуляторных функций. Улучшает ориентировку в пространстве и на собственном теле. Способствует развитию зрительного и двигательного анализатора. Повышает возможности произвольного внимания ребёнка.
Игровая ситуация «Найди цифры»
Предложите ребёнку как можно быстрее найти на картинке и раскрасить цифры от 1 до 9. Затем показать и назвать цифры от 9 до 1, стараясь переводить пальчик от цифры к цифре в максимально быстром темпе.
Комментарий. Если ребёнок выполняет задание медленно и неуверенно, повторите игру 3-4 раза.
и т. п.
Блок вазомоторных и зрительно-моторных игр:
• расширяет перцептивное видение, развивает у ребёнка умение различать, сопоставлять, сравнивать обобщать. Увеличивает объём зрительной памяти. Стимулирует развитие пространственной координации и зрительно-моторной точности, согласованности, координированности, ритмичности при выполнении тонкомоторных движений.
Игровая ситуация «5 отличий»
Предложите ребёнку внимательно рассмотреть картинки. Пусть найдёт на них 5 отличие в деталях и поставит в этих местах галочку (V).
и т. п.
Блок игр на основе психографики :
• способствует формированию сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия. Расширяет возможности графомоторных навыков и умений ребёнка. Гармонизирует работу головного мозга.
Игровая ситуация «Соедини точки»
Предложите ребёнку одновременно двумя руками соединить точки, проведя линии по пунктиру.
Комментарий. Взрослому необходимо проследить, чтобы ребёнок выполнял задание медленно и аккуратно, при этом амплитуда движений должна быть синхронна, т. е. руки не обгоняют друг друга.
и т. п.
Общие рекомендации к работе:
• материал предназначен для работы с детьми с пяти лет. Форма проведения – индивидуальная;
• занятия рекомендуется проводить ежедневно по 10-15 минут, в первую половину дня. Если ребёнок выполнил задание быстро и уверенно, рекомендуем не торопиться переходить к следующему и ограничиться одним заданием в день, постепенно переходя от блока к блоку;
• если ребёнок не справляется, задание можно упростить, например предложить выполнять задание боле медленно; чаще предлагать ребёнку провести самопроверку или проговаривать свои действия вслух. Понижать или повышать степень сложности задания необходимо в зависимости от уровня успешности каждого конкретного ребёнка;
• в процессе работы допустимо внесение дополнений в соответствии с возрастом или индивидуальными особенностями ребёнка;
• для проведения более развёрнутой работы по развитию межполушарного взаимодействия предлагаем воспользоваться пособиями Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».