Екатерина Байкина
Консультация «Работа с песком, крупой, водой как эффективный метод развития мелкой моторики»
В. А. Сухомлинский говорил:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Игры с водой и песком
Занятия с песком и водой полезны для здоровья. Они благотворно влияют на психику, успокаивают, создаю умиротворённое настроение, гасят негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Игры помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много - мало», «быстро - медленно», «короткий - длинный», «высокий - низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами. И во всём этом помогут песок и вода.
Игры с водой
переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);
наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку);
веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).
Игры с песком.
по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;
скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
Игры с крупой
Крупа – универсальный материал. Этот нехитрый материал просто кладезь! Вначале необходимо познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы: фасоль, горох, гречка, пшено, манка.
Упражнение «Художник». Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Сначала взрослый рисует на «доске линии», а малыш повторяет. Вначале это простые фигуры: квадрат, треугольник, круг, солнышко, волнистые линии…
«Я рисую лес дремучий,
Нарисую выше тучи. А потом…
Дом, в котором мы живём!»
Игра развивает творческое начало и фантазию. После показа взрослого дети всех возрастов играют самостоятельно.
Упражнение «Собери горошины». Насыпаем горох в чашку. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.