Надежда Поспелова
Консультация «Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Любой ребенок появляется на свет с определенными
способностями,
которые необходимо постоянно улучшать. У детей уже в раннем возрасте замечаем самые первые проявления способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а просто рисовать; не построить домик, а строить его. А задача воспитателя - выявить и развить эти способности.
Публикация «Консультация „Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детский сад — это первый социальный институт ребенка. На формирование личности влияют три фактора: - воспитание; - социальная среда; - наследственные задатки.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности : уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Талант— высокая степень одаренности в какой-либо области. Талант тесно связан с интересом и проявляется в различных делах. Наивысшая степень проявления таланта человека связана с созданием своего нового уникального творения, вида деятельности, открытием неизведанных путей для творчества. Талант строго индивидуален, что находит свое выражение в личной судьбе каждого человека. Однако, к сожалению, гениальность — это скорее врожденное качество. Гениев – единицы.
Способность человека, ребенка – склонность к какому – либо виду деятельности, где интерес не только к результату, но и к самому процессу.
ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии дошкольников.
На педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер-классах и других методических мероприятиях повышается педагогическая компетентность педагогов ДОУ по данной теме, планируется проведение мероприятий, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников ДОУ способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные: конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования, конкурсы чтецов и др. Эти мероприятия проводятся так же совместно с родителями, которые являются нашими партнерами в воспитании и обучении своих детей. Совместно со всеми педагогами ДОУ созданы условия в группах, музыкальном и спортивном залах, для развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у воспитанников. В сентябре 2019 года на базе нашего сада создан музей «От истоков Вселенной до родного поселка». Руками воспитателей созданы экспонаты музея. Посещения музея поможет лучшему усвоению материала по окружающему миру, расширит границы представлений детей в зоне ближайшего развития. Музей разделен на зоны: «Вселенная» - знания о космосе, космонавтах, о конструкторах ракет и оборудования для них. «Мой дом – Земля» - знания о географии (материки, океаны, народов мира). «История Россий» «Моя Родина – Бурятия» - знания о государственных символах Бурятии. Флора, фауна Бурятии, заповедники, заказники республики. «Русская изба» «Бурятская юрта» обстановка, игры бурятские и т. д. «Любимый поселок – Селенгинск» - А знаете ведь это очень здорово, Что мы живем в заснеженном краю, В поселке тихом, а не в шумном городе… - топографическая карта поселка с административными единицами (детские сады, общеобразовательные школы, спортивная школа, школа искусств, дворец культуры и спорта и т. д.)
В системе работы с детьми мы опираемся на четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой: создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала; совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с воспитанниками; выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей; организация работы с детьми и их родителями.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Предметно-пространственную развивающую среду важно организовывать так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещено по центрам развития, что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, изодеятельность, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта является предметно-развивающая образовательная среда, которая становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. Так, в своей группе стремлюсь придать развивающей среде характер «опережающего развития», т. е. подбираю материал, предназначенный для детей этого возраста и на ступень более старшего возраста: это и логические пособия, и иллюстративный материал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность. В группе имеется ряд развивающих уголков :
Уголок физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть. Физкультурный уголок - обеспечивает поддержание интереса у детей к спортивным играм и физическим упражнениям. детей.
Островок книги и уголок речевого развития - стимулирует речевую активность детей. Центры периодически трансформируются и обогащаются литературой в соответствии с тематикой недели. Эти центры, а так же живое чтение этих книг помогают вызывать у детей интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, являются стимулятором развития всех сторон речи, развивают коммуникативные способности, служат источником успешной социализации.
Уголок театрализованной деятельности помогает решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры. - помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом, позволяет самовыражаться. Здесь дети знакомятся с разными видами театра (настольный, кукольный, пальчиковый, плоскостной, теневой, учатся разыгрывать сказки, игровые ситуации, придумывают свои истории.
Уголок математического развития и занимательных игр оснащен специализированным
оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами и пр. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.
Уголок художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка. – Этот центр формирует творческие способности детей, что спосбствует эстетическому восприятию, воображению, самостоятельности, активности ребенка. Этот центр оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей. Разнообразие средств в данном центре открывает ребёнку возможность творить, фантазировать. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащая свои сенсорные навыки и знания. Здесь организовываются выставки художников, изделий народного промысла, детских работ, творчества родителей.
Особое внимание уделяется уголку экспериментирования. За время своей практики в детском саду заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим активно внедряем в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. Центр «Маленькие исследователи» - формирует у детей познавательный интерес, развивает мыслительную, поисковую деятельность, наблюдательность, развивает интерес к исследованиям, творчество, дети овладевают способом обследования объектов, сами ищут ответы на вопросы «Почему?», «Как?»
Детская исследовательская лаборатория, помогает детям самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования. Это различные приборы: природные материалы: листья, песок, земля, семена; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, магниты, весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д. Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Результатом совместной работы с детьми и родителями стали: научно – практическая конференция детского сада, где были представлены работы : «Полезен ли шоколад», «Здоровые зубы», «Почему песок сыпучий», «»Лимон и его свойства», «Солнечная планета».
Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников. В результате сотрудничества с детьми и их родителями проведены следующие детско-родительские проекты: «Искусство и время», «Вперед к звездам»
Игровой центр для девочек и мальчиков – это среда, способствующая целостному и гармоничному формированию личности ребенка с учетом его гендерных особенностей. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие.
Созданы уголок по правилам дорожного движения, целью которого является формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Так же в группе есть уголок пожарной безопасности.
Уголок музыкальных историй
Патриотический уголок - воспитание любви к нашей общей Родине России, обучение бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает.
Таким образом, среда, созданная в группе, обеспечивает свободную творческую деятельность детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Среда построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка, помогает ребенку обнаружить в себе и развить то, что в нем заложено, поэтому-то она и имеет важное значение в его жизни и развитии.
Мониторинг развития детей в дошкольных образовательных учреждениях не проводят. Но каждый воспитатель для себя отслеживает результативность детей, их способности. Заполняются индивидуальные дорожные карты детей, дорожная карта группы.
Для выявления способностей детей используем : педагогическое наблюдение, задания на группировку и классификацию, бесед с детьми и родителями, проектная деятельность и т. д.
Необходимые условия для развития способностей воспитанников : подбор учебного материала с учётом возрастной группы; обновление и пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС; организация самостоятельной и совместной деятельности воспитанников; подбор уровней сложности заданий с учётом индивидуальных возможностей детей; вовлечение детей в познавательно-игровую деятельность; участие в различных мероприятиях, конкурсах; совместная работа с родителями.
Очень важно сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Цели сотрудничества с родителями: создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют: полное доверие, доброжелательность, заинтересованность и общность цели.
Задачи в работе с родителями : включение родителей в образовательный процесс; сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку; формирование новых интересов семьи; духовное сближение детей и родителей; формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях.
Раннее выявление способностей ребенка позволяет своевременно помочь ему развить их и способствует его самореализации.