Ирина Пиксайкина
Консультация «Профилактика пренебрежительного и жестокого отношения к детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети-самая большая ценность для каждой семьи и для общества в целом. Воспитание здоровой физически и психологически, всесторонне развитой, нравственно устойчивой личности-основная задача как семьи, так и образовательных учреждений.
Конечно, дети не всегда ведут себя, как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их -дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят взрослых, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения обид и, тем более, телесных наказаний.
Публикация «Консультация „Профилактика пренебрежительного и жестокого отношения к детям“» размещена в разделах
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку иногда могут быть вызваны не виной ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что кратчайший путь лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, взрослые своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, жажду мести и компенсации, разрушение нравственных тормозов, стремление к обману и ловкости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Жестокое обращение (насилие) с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) -это любое поведение по отношению к ребенку, допускаемое родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка, которое нарушает физическое или психическое благополучие ребенка, ставя под угрозу состояние его здоровья или развития. Четыре основные формы жестокого обращения с детьми :
• Физическое насилие-преднамеренное нанесение физических повреждений.
• Сексуальное насилие (или развращение) -вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми, с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
• Психическое (эмоциональное) насилие- периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
• Пренебрежение основными потребностями ребенка (заброшенность, беспризорность)
К психической форме насилия относятся :- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Особенности детей, подвергающихся психологическому насилию:
- задержка психического развития;
- трудности с концентрацией,
- низкая самооценка;
- эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя, подавленное состояние;
- избыточная потребность во внимании;
- неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- ложь, воровство, девиации в поведении;
- нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.
Группы риска детей по эмоциональному насилию :
-дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
-дети раннего возраста;
-дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
-дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
-дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
-дети из семей, где родители (один из родителей) употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
- дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем
.
Пренебрежение нуждами ребёнка-это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся :- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
В статье 18 (пункт 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию. Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить такую ситуацию помогут следующие рекомендации:* Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Выслушайте проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с его точкой зрения, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и человеческое достоинство. * Принимайте решение совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливает сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
* Требуя чего-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребенок, может чего-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо объясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении. * Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
* Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
* Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
* Подумайте, в чем сложность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?
Защита прав и достоинства ребё нка регламентирована законом и прописана в законодательных актах:-Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19, а также устанавливает:-обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6); -защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); -обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); -признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27); -защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34); -защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37); -меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39). -Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: -за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. ст. 110-125, 131-135); -за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. ст. 150-157). -Семейный кодекс РФ гарантирует: -право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); -право ребёнка на защиту своих прав и законных интересов, а также на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (ст. 56); -лишение родительских прав, как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);- немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Пусть основным методом воспитания будет НЕНАСИЛИЕ!