коломиец светлана
Консультация-практикум для родителей «Играя — лечим. Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-практикум для родителей
Дышать надо через нос. Казалось бы, какое простое, незначительное и, в принципе, необязательное правило. Но. Обследование дошкольников и учащихся, которые слабо усваивают новый материал показывает, что более чем у половины этих детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия нёбных миндалин и другие заболевания носа и горла). Посредством подобных исследований была установлена связь между способом дыхания и успехами обучения. Вывод: в зависимости от того правильно ли дышит ваш ребенок зависит его физическое и интеллектуальное развитие.
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Играя — лечим, Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2023
Зачастую на дефекты дыхания родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это и понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но и малейшая «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов, а весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через нос и очищенным, согретым, увлажненным отправиться в растущий организм.
(составление схем на доске)
схема 1
т
схема 2
Дыхательная гимнастика оказывает воздействие на весь организм человека:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и в легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
-способствует рассасыванию воспалительных заболеваний, устранению местных застойных явлений;
-налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
-исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
-повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние больного.
Упражнения дыхательной гимнастики можно проводить с детьми в любое время в проветренном помещении или на свежем воздухе. А сделать упражнения интересными помогут стихи.
Практикум для родителей
Упражнения для формирования диафрагмального дыхания.
1. Упражнение «Шарик надулся».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую- сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем
А рукою проверяем:
Шарик лопнул- выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
2. Упражнение «Часики».
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнения для дифференциации носового и ротового дыхания.
1. Упражнение «Вдох- выдох».
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, а затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:
вдох через нос- выдох через нос, вдох через рот- выдох через нос, вдох через рот- выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Вдохнули ртом и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом.
2. Упражнение «Ветер дует».
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть)
Я подую низко (руки перед собой, присесть, и подуть)
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть)
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).
3. Упражнение «Снежинки».
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
4. Упражнение «Пила».
Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя- вдох, руки от себя с замедлением движения- выдох.
Пила, пила, пили живей,
Мы строим домик
Для гостей.
5. Упражнение «Повороты».
Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,влево поворот- вдох, вправо поворот- выдох.
Боком- боком, боком- боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
6. Упражнение «Хлопки».
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик
Не жалеет своих ножек.
Он играет целый день,
Он не знает слова- лень.
7. Упражнение «Петушок кричит».
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».
Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках)
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать руки поднять ввер)
Всех ребяток разбудил (подняться на носки) :
«Ку-ка-ре- ку!» (произнести на выдохе).
8. Упражнение «Одуванчик».
Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелёк.
9. Упражнение «Пропеваем звуки».
Сделать глубокий вдох носом, выдох ртом. На выдохе пропеваем гласные звуки:
а, о, у, и, э.
Мы все весело играем,
Вместе звуки пропеваем.
Можно предложить ребенку поиграть в настольные игры,
которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха
и формирования сильной воздушной струи через рот.
1. Игра «Горох».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох (любую другую крупу). Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку (для вашего ребенка это станет маленьким открытием).
2. Игра «Задуй свечи».
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
Играйте всей семьей- кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает
3. Игра «Акробат».
В цирк сейчас я поиграю,
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану-
Проползу и не устану.
На натянутой леске повесить бумажного акробата. Ребенок дует и помогает акробату перебраться на другую сторону.
4. Игра «Лодочки» (можно играть во время купания)
Дуть на лодочку из пенопласта (бумаги и тд).
5. Игра «Футбол».
Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
6. Игра «Горка».
Бегемот на горку сел,
Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки (а уж киндер- игрушек в наших домах предостаточно).
7. Игра «Черепашки».
Черепашки -малыши
Очень слабы и малы.
Нужно очень постараться
До воды помочь добраться.
Рядом со столом поставить емкость с водой и сдувать в нее черепашек (скорлупки грецкого ореха)
8. Игра «Автомобили».
Мотор гудит, настал черед
Быстрее вырваться вперед.
Как надо ездить покажу,
И первым к финишу приду.
По команде «водители» начинают дуть на свои автомобили, перемещая их к финишу.
Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.