надежда тарабрина
Консультация «Практико-ориентированный подход к формированию экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающая продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Публикация «Консультация „Практико-ориентированный подход к формированию экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе воспитательно-образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
При формировании основ естественнонаучных и экологических представлений экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Задачи экспериментальной деятельности : формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность, которой я занимаюсь, способствует накоплению у детей образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:
• объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
• окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно меняется.
Основой моей работы стал практико-ориентированный подход, который делает ребёнка активным участником любой работы. Все наблюдения и эксперименты обязательно доводятся до логического конца. Дети ясно видят их результаты, выстраивают гипотезы о том, что получилось, а что нет. В проводимой опытно - экспериментальной работе, стараюсь продумывать те или иные наблюдения, опыты, эксперименты так, чтобы они соответствовали своему основному назначению, а именно, анализу окружающих предметов, явлений природы, действительности. Знакомя детей с растительным и животным миром, с явлениями живой и неживой природы всегда обращаю внимание на их многообразие и переплетающиеся связи и отношения, на приспособление всех живых организмов, в том числе и человека, к среде обитания. Всегда показываю детям (и им это очень интересно, как реагируют живые существа (растения, животные, человек, если что - то вдруг меняется в той среде, где они обитают; что происходит с живыми организмами, например, с растениями, если убрать или не дать им хотя бы одно из тех условий внешней среды, которые необходимы для их полноценного зарождения и развития. Все эксперименты обязательно доводим до конца, чтобы получить наглядные результаты. Интересным и полезным и для детей, и для себя считаю проведение не только единичных экспериментов, а формирование циклов наблюдений и опытов. Например на прогулке мы наблюдали за солнцем придя в группу дети изобразили увиденное в рисунке.
Нами были разработаны учебно-методические комплексы по познавательному развитию.
Так, например, содержание комплекса учебно-методического материала «Волшебница вода» реализуется через утреннюю гимнастику, НОД по познавательному и речевому развитию, прогулки, наблюдения и подвижные игры, закаливание, совместную трудовую деятельность.
Сочетание экскурсионной и экспериментальной форм работы с детьми позволяет не только сформировать интерес к окружающей природе, но и обеспечить присвоение действенной позиции по охране и защите природного мира.
Разработанные комплексы позволяют решить целый ряд задач:
1. на уровне образовательного результата:
сформировать системные представления об окружающем мире у дошкольников;
воспитать бережное и ответственное отношение к природе;
вызвать устойчивую потребность в охране и защите окружающей среды.
2. на уровне образовательного процесса:
реализовать интегрированный подход к экологическому образованию дошкольников;
вызвать интерес педагогов и родителей к экологическим проблемам;
осуществить практико-ориентированный подход к экологическому воспитанию детей.
В качестве наглядного примера продемонстрируем вам презентацию тематической недели «Волшебница вода».
Каждый день тематической недели решает свои определенные задачи и содержит сюрпризный момент, являющийся как игровой, так и познавательной и нравственной мотивацией, и рассчитан на последовательность событий в логике контекста сценарных занятий.
В течение недели ежедневно проводилась утренняя гимнастика с участием игрового персонажа «Капитошки» и закаливающие процедуры.
В понедельник дети знакомились со значением воды в жизни людей и животных через занятие по ознакомлению с окружающим миром, на прогулке, в совместном с воспитателем труде по замене воды в аквариуме. А помогала воспитателю в этом «Волшебная книга» с изображением Земного шара с реками, морями и океанами.
Во вторник к детям приходила в гости «Капелька», предлагая им передать эмоциональное состояние облаков в стихотворении в соответствии с текстом. Также она познакомила ребят с круговоротом воды в природе. На прогулке дети наблюдали за облаками и играли в подвижную игру «Мы – капельки». Вечером в лаборатории дети совместно с воспитателем проводили опыты «Что увидим через воду?» и «Как напоить Иванушку чистой водой?», знакомящие со свойствами воды и с процессами ее очистки различными способами.
В среду дети встретились со «Злючкой – Колючкой», загрязняющей реки и водоемы. На занятии по ознакомлению с художественной литературой педагог познакомил ребят с произведением Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели». Днем дети совершили экскурсию на Жигулевское водохранилище и, после предварительной беседы, ребята совместно с педагогами провели субботник по очистке берега от мусора загрязняющего реку. Вечером дошкольники составили план-схему маршрута экскурсии. Было проведено игровое занятие по ОБЖ «Вода друг – вода враг».
Четверг был посвящен культурно-гигиеническим навыкам. Ребят посетил «Мойдодыр» с ним дети закрепили в игровой форме умение пользоваться умывальными принадлежностями и предметами личной гигиены. Днем воспитатель беседовал с детьми на тему «Чистота та же красота», а вечер полностью был посвящен дидактическим играм и играм на развитие чувств «Наш веселый игромир».
Итогом тематической недели явилось появление в пятницу «Волшебной шкатулки» с загадками. Были закреплены знания детей о значении воды в нашей жизни, полученные в течение недели. Днем проводилось интегрированное занятие-развлечение «Эти разные ручейки». И завершилась тематическая неделя в творческой мастерской, где ребята фантазировали на тему «Кому нужна вода?».
Так же проводилась работа с родителями. Они совместно с детьми придумывали сказки о воде и оформляли книжки-малышки по теме «Волшебница вода».
Данный комплекс учебных материалов позволил достичь определенных результатов: сформировать у детей основы экологического мышления, экологического сознания; культуру видения и использования природных ресурсов. Каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды. У детей повысился познавательный интерес к миру природы, ее охране и защите. Была отмечена положительная динамика в развитии коммуникативных навыков и эмоциональной сферы, заинтересованность родителей в экологическом воспитании детей.
Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние не только на развитие разных видов детской деятельности (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе, но и на общее психическое развитие ребенка. Обязательным компонентом детского экспериментирования считает этап «проб и ошибок». Жизненный и реалистичный способ познания - экспериментирование - позволяет проявить врожденные стремления человека к красоте - любоваться, созерцать, наслаждаться красотой, жить с ней и творить по ее законам; к творчеству - учиться творить, исследовать, искать все новое.
Можно сказать, что на протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская (экспериментальная) деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
6. Материалы – интернет-сайтов.