надежда тарабрина
Консультация «Практико-ориентированный подход к формированию экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающая продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе воспитательно-образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
При формировании основ естественнонаучных и экологических представлений экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Задачи экспериментальной деятельности : формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность, которой я занимаюсь, способствует накоплению у детей образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:
• объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
• окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно меняется.
Основой моей работы стал практико-ориентированный подход, который делает ребёнка активным участником любой работы. Все наблюдения и эксперименты обязательно доводятся до логического конца. Дети ясно видят их результаты, выстраивают гипотезы о том, что получилось, а что нет. В проводимой опытно - экспериментальной работе, стараюсь продумывать те или иные наблюдения, опыты, эксперименты так, чтобы они соответствовали своему основному назначению, а именно, анализу окружающих предметов, явлений природы, действительности. Знакомя детей с растительным и животным миром, с явлениями живой и неживой природы всегда обращаю внимание на их многообразие и переплетающиеся связи и отношения, на приспособление всех живых организмов, в том числе и человека, к среде обитания. Всегда показываю детям (и им это очень интересно, как реагируют живые существа (растения, животные, человек, если что - то вдруг меняется в той среде, где они обитают; что происходит с живыми организмами, например, с растениями, если убрать или не дать им хотя бы одно из тех условий внешней среды, которые необходимы для их полноценного зарождения и развития. Все эксперименты обязательно доводим до конца, чтобы получить наглядные результаты. Интересным и полезным и для детей, и для себя считаю проведение не только единичных экспериментов, а формирование циклов наблюдений и опытов. Например на прогулке мы наблюдали за солнцем придя в группу дети изобразили увиденное в рисунке.
Нами были разработаны учебно-методические комплексы по познавательному развитию.
Так, например, содержание комплекса учебно-методического материала «Волшебница вода» реализуется через утреннюю гимнастику, НОД по познавательному и речевому развитию, прогулки, наблюдения и подвижные игры, закаливание, совместную трудовую деятельность.
Сочетание экскурсионной и экспериментальной форм работы с детьми позволяет не только сформировать интерес к окружающей природе, но и обеспечить присвоение действенной позиции по охране и защите природного мира.
Разработанные комплексы позволяют решить целый ряд задач:
1. на уровне образовательного результата:
сформировать системные представления об окружающем мире у дошкольников;
воспитать бережное и ответственное отношение к природе;
вызвать устойчивую потребность в охране и защите окружающей среды.
2. на уровне образовательного процесса:
реализовать интегрированный подход к экологическому образованию дошкольников;
вызвать интерес педагогов и родителей к экологическим проблемам;
осуществить практико-ориентированный подход к экологическому воспитанию детей.
В качестве наглядного примера продемонстрируем вам презентацию тематической недели «Волшебница вода».
Каждый день тематической недели решает свои определенные задачи и содержит сюрпризный момент, являющийся как игровой, так и познавательной и нравственной мотивацией, и рассчитан на последовательность событий в логике контекста сценарных занятий.
В течение недели ежедневно проводилась утренняя гимнастика с участием игрового персонажа «Капитошки» и закаливающие процедуры.
В понедельник дети знакомились со значением воды в жизни людей и животных через занятие по ознакомлению с окружающим миром, на прогулке, в совместном с воспитателем труде по замене воды в аквариуме. А помогала воспитателю в этом «Волшебная книга» с изображением Земного шара с реками, морями и океанами.
Во вторник к детям приходила в гости «Капелька», предлагая им передать эмоциональное состояние облаков в стихотворении в соответствии с текстом. Также она познакомила ребят с круговоротом воды в природе. На прогулке дети наблюдали за облаками и играли в подвижную игру «Мы – капельки». Вечером в лаборатории дети совместно с воспитателем проводили опыты «Что увидим через воду?» и «Как напоить Иванушку чистой водой?», знакомящие со свойствами воды и с процессами ее очистки различными способами.
В среду дети встретились со «Злючкой – Колючкой», загрязняющей реки и водоемы. На занятии по ознакомлению с художественной литературой педагог познакомил ребят с произведением Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели». Днем дети совершили экскурсию на Жигулевское водохранилище и, после предварительной беседы, ребята совместно с педагогами провели субботник по очистке берега от мусора загрязняющего реку. Вечером дошкольники составили план-схему маршрута экскурсии. Было проведено игровое занятие по ОБЖ «Вода друг – вода враг».
Четверг был посвящен культурно-гигиеническим навыкам. Ребят посетил «Мойдодыр» с ним дети закрепили в игровой форме умение пользоваться умывальными принадлежностями и предметами личной гигиены. Днем воспитатель беседовал с детьми на тему «Чистота та же красота», а вечер полностью был посвящен дидактическим играм и играм на развитие чувств «Наш веселый игромир».
Итогом тематической недели явилось появление в пятницу «Волшебной шкатулки» с загадками. Были закреплены знания детей о значении воды в нашей жизни, полученные в течение недели. Днем проводилось интегрированное занятие-развлечение «Эти разные ручейки». И завершилась тематическая неделя в творческой мастерской, где ребята фантазировали на тему «Кому нужна вода?».
Так же проводилась работа с родителями. Они совместно с детьми придумывали сказки о воде и оформляли книжки-малышки по теме «Волшебница вода».
Данный комплекс учебных материалов позволил достичь определенных результатов: сформировать у детей основы экологического мышления, экологического сознания; культуру видения и использования природных ресурсов. Каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды. У детей повысился познавательный интерес к миру природы, ее охране и защите. Была отмечена положительная динамика в развитии коммуникативных навыков и эмоциональной сферы, заинтересованность родителей в экологическом воспитании детей.
Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние не только на развитие разных видов детской деятельности (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе, но и на общее психическое развитие ребенка. Обязательным компонентом детского экспериментирования считает этап «проб и ошибок». Жизненный и реалистичный способ познания - экспериментирование - позволяет проявить врожденные стремления человека к красоте - любоваться, созерцать, наслаждаться красотой, жить с ней и творить по ее законам; к творчеству - учиться творить, исследовать, искать все новое.
Можно сказать, что на протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская (экспериментальная) деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
6. Материалы – интернет-сайтов.