Елена Сидорова
Консультация «Последовательность обучения лепке детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка - вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.
Современные исследования и практика работы учреждений дошкольного образования говорят о том, что в результате обучения дети могут быть подведены к созданию выразительного образа, т. к. во время лепки они используют многие изображения и технические средства, которыми пользуется скульптуры (передают объём, движение, детали, но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний, умений детей.
Публикация «Консультация „Последовательность обучения лепке детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лепка. Консультации для родителей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
Процесс лепки происходит на основе зрительного восприятия и активного осязания формы, величины предмета, поэтому дети достигают в лепки успехи гораздо быстрее, чем в рисовании, а качество их работ выше соответствующих изображений в рисунке.
рисунке.
(слайд 3) Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
Процесс лепкой требует тонкого анализа и синтеза объёмных свойств предмета (объём, форма, цвет, плотность, фактура). Самостоятельно ребенок овладеть этим не может. Ему должны помочь взрослые. Они должны научить его обобщённой системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.
(слайд 4) Особенности работы с разным пластическим материалом.
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, поэтому воспитатель с особой ответственность должен подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приёму обучения.
Обычно в учреждении дошкольного образования используют глину и пластилин.
Глина – наиболее удобный и ценный материал.
• Эластична
• Послушна в руках
• Обладает приятным нейтральным цветом
Глина достаточно дешевый материал, её всегда можно иметь в неограниченном количестве. Если в глине низкий процент песка, то она считается жирной и пластичной, если песка много её называют тощей. Лепить из тощей глины нельзя она рассыпается.
Глину можно выбирать прямо из грунта Хорошие пласты жирной глины встречаются вблизи рек и ручьёв.
Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепкой в детском саду прежде всего потому, что она:
• Пластична
• Однотонна, красива как материал
• Даёт возможность ребенку понять целостность формы предмета.
Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Глина имеет ещё одно преимущество: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке после хорошего просушивания окрашивать изделие с добавлением желтка.
Пластилин – упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Однотонный даёт возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средствам выразительности.
Соленое тесто – масса, похожая на обычный пластилин. Но, в отличие от привычных твердых кусочков цветного пластилина, соленое тесто намного мягче и приятнее на ощупь; не липнет к рукам; не пачкает руки и одежду; не имеет неприятного запаха; не вызывает аллергических реакций;
(слайд 5) Оборудование для лепки :
Каркасы - палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.
Работы, выполненные на каркасах, чаще дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.
В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными и пластмассовыми. Самая простая форма стеки-палочки, заостренная с одной стороны и закругленная с другой; стека-лопаточка; стека- петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т. д. Используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут быть использованы крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т. д.
Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, стекай, снимается лишняя глина и формы, делаются надрезы.
Поверхность вылепленного изделия, сделанного по мотивам народных игрушек, обрабатывается влажной тряпочкой, (входит в оборудование занятия).
Для успешного обучения детей лепки хорошо иметь по размеру доски, которая размещена на столе. Они могут быть круглые или квадратные. Их размер определяется величиной лепки. Для фигуры размером 15*10 см. необходима доска 35*22 см. Если фигура увеличена в размерах, то используется и большая по размеру доска.
(слайд 6) Организация и методика занятий
Периодичность: 1 раз в неделю.
Длительность:
ранний возраст – 10 мин.
младший возраст – 15-20 мин.
средний возраст – 20-25 мин.
старший дошкольный возраст – 30-35 мин.
Подготовка к занятию:
подготовка воспитателя;
подготовка детей;
подготовка материала и оборудования.
(слайд 7) Структура занятия
Вводная
Цель: формирование замысла, умения смотреть, выбор способов изображения предмета.
Методы: обследование, показ способов действия, игровые приемы обучения,
беседа, объяснение и др.
Основная
Цель: реализация замысла.
Методы: индивидуальный показ, пояснения, совет, игровые приемы обучения.
Заключительная
Цель: анализ и оценка детских работ, подведение итогов.
Методы: анализ детских работ, игровые приемы обучения.
(слайд 8) Последовательность освоения приёмов лепки
Группа раннего возраста
Знакомство с базовыми приёмами создания объёмных фигурок происходит в первой младшей группе, когда малыши:
• привыкают к тактильным ощущениям работы с пластичным материалом — пластилином, глиной, тестом (для этого педагог предлагает детям потрогать субстанцию, отщипнуть от неё кусочек);
• учатся делать формообразующие движения, к примеру, выполняя круговые разнонаправленные движения ладонями со свободно зажатым между ними кусочком пластилина, малыши учатся делать «шарики», а зажимая последние между ладошками и придавливая — «блинчики», кроме того, раскатывая кусочек между ладошками, ребята создают ещё одну форму для лепки — «колбаску» (если у ребёнка какое-то из движений не получается, то педагог может сделать вместе с ним, взяв детские ручки в свои);
• развивают умение мыслить перспективно, то есть отвечать на вопросы о готовой форме на основании отдельных деталей (например, «Ребята, у меня есть «шарик» и «толстая колбаска», что я могу с ними сделать — гриб, птичку и пр.»;
• учатся проявлять инициативность, например, предлагая создать тот или иной образ из пластилина.
Пример: «Грибная полянка»
- Мы посмотрели несколько книг с изображением грибов. Вы видели, что грибы бывают очень разнообразные. Они могут быть разных цветов, могут иметь разную форму. Сегодня каждый из вас будет лепить гриб, который вам больше всего нравится.
1. Возьмите кусочек пластилина для ножки. Разомните его и скатайте небольшую колбаску. Нижняя часть ножки должна быть потолще, чтобы гриб мог хорошо стоять. Поставьте готовую ножку на подставку.
2. Выберите пластилин для шляпки. Скатайте шарик. Разрежьте стекой шарик пополам. Придайте полушарию форму шляпки. Можно выгнуть ее покруче, как у боровика, а можно вытянуть ее как у мухомора.
3. Шляпку можно украсить маленькими белыми шариками.
4. Установите ваш гриб на подготовленную общую подставку. У нас получилась грибная полянка.
(слайд 9) Во второй младшей группе дети:
• осваивают приёмы «отщипывания» и «прищипывания», когда кусочки отщипываются от заготовки или присоединяются к ней, а также учатся «оттягиванию», то есть вытягиванию формы путём захвата пластилина двумя пальцами;
• знакомятся с такими формами, как шар, цилиндр, конус, учатся находить их в окружающих предметах;
• в игровой форме учатся создавать композиции из отдельных элементов, что имеет ключевое значение для освоения сюжетной лепки в средней и старшей группе (например, малышам предлагается вложить в лапы фигурки кролика вылепленную морковку);
• детально разбирают образец фигурки по элементам — к примеру, у снеговика есть тело из трёх шариков, руки из шариков поменьше, глазки, нос и ведро на голове;
• практикуются в работе в мини-группах.
Пример: «Цыпленок»
После рассмотрения накануне игрушки цыпленка и иллюстраций к сказке Сутеева детям предлагается сделать поделку цыпленка из пластилина.
1. Разомните кусок пластилина желтого цвета. Разделите его на две части: для головки – кусочек поменьше, а для туловища – побольше.
2. Скатайте шарик из маленького кусочка. Это головка цыпленка. Аккуратно оттяните клювик. Из коричневого пластилина сделайте маленький глазик.
3. Скатайте шарик из куска побольше. Прокатайте его несколько раз по подставочке. Получилось туловище цыпленка. Оттяните немного кверху хвостик.
4. Прижмите головку к туловищу. Добавьте лапки. Стекой нарисуйте крылышки.
5. Поставьте цыпленка на зеленый блинчик – травку.
(слайд 10) В средней группе дети:
• осваивают знакомую с прошлого года комбинированную технику лепки, получают представления о модульной, а также о комбинациях с другими видами изодеятельности;
• используют в работе стеку;
• активно лепят с натуры, снеговика, стоящего во дворе, девочку в шубе из соседней группы, а также выставленные на занятии куклы, игрушки;
• практикуются в работе в парах;
• получают представления о сюжетной лепке, пластилинографии.
Пример: «Белый медведь»
1. Делим кусок белого пластилина на 4 части.
2. Из большого куска скатываем шарик, прокатывает его по подставке, добиваясь продолговатой формы, затем с одной стороны скатываем заготовку на конус. Это туловище медведя вместе с головой.
2. Маленький кусок делим ни 5 частей: 4 одинаковые и еще небольшой кусочек. Этот небольшой кусочек делим еще на 3 кусочка (ушки и хвостик).
3. Все кусочки скатываем в шарики. 4 одинаковых шарика несколько раз прокатываем по подставочке (лапы). Прижмите лапы к туловищу.
4. Из двух маленьких шариков лепим ушки, третьему придайте форму хвостика. Ушки и хвост аккуратно прижмите в соответствующих местах.
(слайд 11) В старшем дошкольном возрасте дети :
• самостоятельно выбирают бо льшую часть образов для лепки по мотивам задания, данного педагогом;
• учатся распределять время работы над поделкой, уделяя время рассматриванию, обдумыванию, выполнению и оценке композиции;
• знакомятся с техникой работы на форме, создавая, к примеру, бытовые приборы — стиральные машинки, микроволновые печи и пр. ;
• отрабатывают навыки работы в разных видах и техниках лепки.
Пример: «Человек»
1. Кусочек пластилина скатываем в цилиндр.
2. Стекой разрезаем заготовку вдоль до середины, чтобы получились ноги.
3. Скатываем колбаски для рук.
4. Делаем шарик-голову, крепим на туловище.
5. При помощи элементов, вырезанных стекой из блинчиков, делаем человечку одежду: юбку, кофту.
6. Жгутиками украшаем наряд и делаем волосы.
Показ способов изображения
Требования к показу:
Движения и действия воспитателя должны быть хорошо видны.
Действия должны быть четкими, понятными детям.
Лучше показывать 2 раза (1 – в замедленном темпе с четким объяснением действий, 2 – более быстро почти без объяснений).
Показ приемов сопровождается объяснением: «Беру кусок глины, — говорит воспитатель, — кладу на ладонь и раскатываю его вот так — вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик».
Если дети уже знакомы с приемами, их можно уточнить не показывая.
Если предмет сложный или трудные приемы лепки, то можно использовать поэтапный показ.
Таким образом, педагог должен внимательно подходить к отбору содержания заданий по всем темам программы. Принцип нарастания сложности должен учитываться при подборе заданий и определении объема умений и навыков для детей каждого возраста.