павлова татьяна
Консультация по теме «Формы и методы краеведческой работы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2 Начать свое выступление я хотела бы словами Д. С. Лихачева : Краеведение - прекрасная школа воспитания гражданской совести. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи- задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Слайд 3 Так что же такое краеведение? Краведение -это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края. Это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.
Публикация «Консультация по теме „Формы и методы краеведческой работы в ДОУ“» размещена в разделах
Слайд 4 Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.
Слайд 5 Задачи краеведческой работы в ДОУ :
– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
– развивать бережное отношение к городу (природа);
– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Слайд 6 Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:
- историческое краеведение
- естественно-научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).
- этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
- туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов).
- музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)
- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)
- семейное краеведение. (Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы и познавательные занятия по темам: «Какая у тебя семья!», «Как хорошо играть всем вместе», «Домашние обязанности», «Моя дружная семья!», где закреплялись представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье.
Большой интерес и отклик у родителей, вызвала работа по составлению родословной своей семьи. Так выяснилось, что большинство, столкнувшись с понятием родословная, начали активный поиск в установлении контактов с прадедушками и прабабушками, дальними родственниками.
Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи. Родители и другие родственники активно включаются в такую работу, подбирают материалы. У детей расширился кругозор и обогатился словарный запас. У них сформировались представления о дружной, крепкой семье, возникло добрые чувства к людям преклонного возраста, углубились знания о своей родословной.
Многих родителей, заинтересовала эта тема и они с воодушевлением принялись за дело, каждая семья постаралась приложить максимум стараний и умений, творческую фантазию, используя различные средства художественного дизайна при создании семейного герба. Дети были активными помощниками своим родителям, они помогали раскрашивать детали семейного герба, украшали элементами аппликации в итоге у нас получилась прекрасная выставка. (Ценно то, что каждая семья подошла к созданию своего герба творчески, все гербы отличаются самобытностью, стилем, содержанием).
Так же родители изготовили альбом «Я и моё имя».
В наше время родители для своих малышей выбирают имена по-разному: кто-то смотрит календарь имён или называет ребёнка именем любимого супергероя. Дети узнали в честь кого было выбрано имя и что оно означает.
Родители вместе с детьми оформили альбомы «Наша семья», в которых представлена подборка фотографий ближайших и дальних родственников, принадлежащих разным поколениям.
В процессе изготовления альбомов дети узнали много примечательных фактов из жизни конкретных родственников, отдельных поколений, о семейных ценностях и традициях, преемственности поколений, семейных легендах и преданиях.
Слайд 7 Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны.
– тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;
– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы; – познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.
– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;
– праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;
– чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;
– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
– виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места, родного края не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.
Слайд 8 Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.
Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.
Слайд 9 Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.
Например:
«Найди герб».
Цель: научить узнавать герб села (района, округа г. Псков); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Ход игры: Ребенку предлагается найти герб г. Псков и рассказать, что он обозначает.
«Собери герб, флаг».
Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;
Ход игры: Предложить собрать картинки, на которых изображены герб и флаг г. Псков. Рассказать о символе, который получился.
«Угадай национальный костюм».
Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.
Ход игры: Перед ребенком выкладываются карточки с изображением людей в национальных костюмах. Среди всех предложенных ребенку необходимо выбрать названный национальный костюм. После того как ребенок отгадал национальный костюм, можно задать ему несколько вопросов: как ты узнал национальный костюм? Какие сходства и отличия есть между костюмами.
«Красный огонек».
Цель: закрепить знания о растениях и животных Псковского края, занесенных в Красную книгу.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
«Знаешь ли ты?».
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Ход игры: Воспитатель показывает портреты известных соотечественников, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и, рассказать, чем он знаменит.
Слайд 10 Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
· хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
· целесообразность размещения «экспонатов», доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала; работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Слайд 11 Центры краеведения в группах. Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни) :
· Альбомы: «Наша семья», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду»; «Моя Россия».
· Художественная литература: стихи о родном крае.
· Папки - передвижки с иллюстрациями: «На природе», «Растительный и животный мир», «Наш край во все времена года»”.
· Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
· Совместные работы из бросового и природного материала.
· Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
· Папки - передвижки: «Праздники нашего района».
· Листки активности «Мое настроение», «Моя улица», «Моя семья»
· Атрибуты музыкально - театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещётки и т. д.).
· Аудио и видеокассеты о природе родного края.
· Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7 годы жизни).
· Альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город» (города, костюмы, песни, национальная кухня).
· Художественная литература (стихи, рассказы).
· Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.
· Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
· Выставки работ родителей и детей «Моя Родина - Россия». Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах.
Слайд 12 Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.
Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику, достойному гражданину.