Екатерина Филимонова
Консультация по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Обсуждение результатов анкетирование (запрос на проведение консультации по АГ)
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть (показ упражнений)
Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной.
Публикация «Консультация по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.
Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и в целом на психоэмоциональное здоровье ребенка.
В каждой группе есть дети с нарушениями звукопроизношения, поэтому этот вопрос является актуальным для всех вас. К 5-ти годам ребёнок должен овладеть чистой, грамматически правильной, лексически богатой, связной речью. Если этого не произошло, то мы можем говорить о речевом нарушении, которое требуют специальной логопедической помощи. Для эффективной коррекции речи детей необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей, специалистов детского сада (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога) и, конечно же, родителей.
Логопедическая работа над формированием правильного звукопроизношения включает в себя несколько этапов. Наша встреча поможет Вам вспомнить и закрепить правильность выполнения артикуляционной гимнастики.
- Как вы думаете, для чего нужна артикуляционная гимнастика? (ответы воспитателей)
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др., улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития правильного звукопроизношения.
При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит речевой аппарат ребёнка для регулярных занятий со специалистом. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет :
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу, необходимую для постановки звуков;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
Таким образом, артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.
Используются два вида упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться регулярно. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа) по 5–10 минут. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений.
3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.
4. Обязательно надо хвалить ребенка и не показывать своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения - это уже результат.
5. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений. Как вариант можно рассказать ребенку сказку о веселом язычке.
6. Необходимо следить, чтобы движения губ, языка и других органов выполнялись симметрично как на левой, так и на правой стороне лица.
Как правило, в начале выполнения упражнений дети напряжены, но постепенно, когда они увлекаются игрой, напряжение уходит, и движения приобретают необходимую естественность. Тем самым вырабатывается навык «привычных действий», движения становятся более скоординированными.