Татьяна Жаберова
Консультация по финансовой грамотности для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнессообществом, педагогическим сообществом.
Публикация «Консультация по финансовой грамотности для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Цель Стратегии: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
Применительно к дошкольнику мы говорим о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи, деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь», трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием.
1.«Труд – продукт (товар)».
2.«Деньги, цена (стоимость)».
3. «Реклама: желание и возможности».
4. «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».
Труд – основная деятельность человека, источник его существования.
Основные понятия: труд, работа, продукт, премия, продукция, рабочее место.
Профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир;
Орудия, предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет, универсам.
Педагогические задачи:
- формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей нашей группы.
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
- стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательность.
Деньги, цена (стоимость) – предмет купли- продажи, предмет жизненной необходимости.
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, брать в долг; сбербанк, накопить, растратить, проценты; доход, пенсия, зарплата, стипендия. Пособие для детей, бюджет; аукцион, лотерея, выиграл, проиграл, выгодно, не выгодно, бартер, лот.
Педагогические задачи:
- дать представления о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран).
- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны.
- воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи.
- дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия, достатка в жизни людей.
Реклама: желание и возможности – широкое оповещение о свойствах товаров, произведений искусства и услуг в целях привлечения внимания и спроса потребителей.
Основные понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное агентство, рекламный агент, распространитель рекламы, собственное дело, участники рекламной деятельности (артисты, дети, животные, герои мультфильмов и др).
Педагогические задачи:
- дать представление о рекламе, ее значении.
- поощрять у детей объективное отношение к рекламе.
- воспитывать разумные потребности.
- учить детей правильно воспринимать рекламу.
Полезные навыки и привычки в быту – соблюдение чистоты и порядка, бережно пользоваться игрушками, книгами, экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам.
Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рациональный
(рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый.
Педагогические задачи:
- воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром.
- формировать представление о том, что предметный (вещный) мир – это мир рукотворный.
Формы организации детской деятельности:
Дидактические игры с экономическим содержанием
Просмотр и обсуждение мультфильмов
Беседа
Отгадывание загадок
Чтение и обсуждение (анализ) сказки
Чтение стихов, заучивание пословиц и поговорок
Упражнения в тетради экономических заданий
Изобразительная деятельность
Ситуативный разговор
Игровые упражнения
Сюжетно – ролевая игра с экономическим содержанием
Решение экономических задач
Рассматривание и обсуждение иллюстраций
Виртуальная экскурсия
Образовательная деятельность
Проектная деятеельность
Решение кроссвордов
Изготовление лэпбука
Обсуждение и решение проблемных ситуаций
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО
Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики.
В соответствии с этим можно выделить зоны:
• информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
• занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
• деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр).
Варианты объектов РППС
• деньги, нарисованные детьми;
• картотека загадок;
• книги художественные и научно-популярные, комиксы;
• аудиотека;
• альбом: пословицы и поговорки в картинках;
• медиатека из презентаций;
• медиатека мультфильмов;
• альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
• карточки о профессиях;
• дидактические игры;
• кроссворды;
• ребусы;
• лабиринты тематические;
• игры-путешествия;
• банковские карты;
• ненастоящие деньги;
• банкомат;
• металлические устаревшие деньги;
• альбом «Эволюция денег»;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Работа с родителями
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт. В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка. Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: - Кто и как зарабатывает деньги в семье. - Как формируется семейный бюджет. - Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. - Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. - Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна:
• быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;
• предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
• разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;
• предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности;
• по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
В содержание работы с родителями входят:
1. Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр., тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, например: «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.
2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родителей. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.
3. Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.
6. Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».
7. Изготовление семейных экономических газет.
9. Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».
10. «Брейн-ринг». В игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос, начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает версию. В случае верного ответа он приносит одно очко, в случае неверного – очередь отвечать переходит к соперникам. Для победы необходимо набрать 5 очков.