Наталья Чудинова
Консультация-парадокс или консультация с запланированными ошибками «Методика иллюстрирования литературных произведений».
▼ Скачать + Заказать документы
В современном динамичном мире постоянно увеличивается скорость обновления информации, традиционные методы обучения уже не в состоянии гибко реагировать на запросы общества к качеству образования, поэтому наряду с актуальной проблемой содержания образования в последнее время всё острее становится вопрос путей и способов повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках методической работы ДОУ, поиска интерактивных форм и новых методов обучения. Одной из таких форм в нашем ДОУ стала консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками. В методической работе с педагогами мы используем данную форму с целью, повышения активности, побуждения к размышлению, анализу, и привлечения внимания педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы.
Публикация «Консультация-парадокс или консультация с запланированными ошибками „Методика иллюстрирования литературных произведений“,» размещена в разделах
По рекомендациям Н. С. Голициной:
• В начале консультации - парадокса старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок (не более 10 для двухчасовой консультации и соответственно не более 5 для консультации длительностью 1 час)
• Далее педагогам предлагается фиксировать правильные и неправильные положения консультации
• После изложения темы проводится работа над ошибками: педагоги называют те положения, которые они посчитали неверными. При этом возможны разные варианты, которые в определенной мере сами по себе являются экспресс - диагностикой профессиональной зрелости педагогов и показывают направления для дальнейшей работы с ними.
1. Обнаружены все ошибки, что свидетельствует о понимании проблемы педагогами;
2. Ошибками названы правильные положения. Следовательно, достигнута цель консультации — привлечь внимание к важным аспектам проблемы, и дальнейшая задача старшего воспитателя — разъяснить, как должна осуществляться работа по данному вопросу;
3. Отмечены не все ошибки, а это говорит о недостаточной профессиональной подготовке воспитателей.
Консультация – парадокс
«Методика иллюстрирования литературных произведений»
Уважаемые коллеги, сегодня мы с Вами поговорим о методике иллюстрирования литературных произведений. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что в изложении материала будет допущено 3 ошибки, поэтому предлагаю Вам фиксировать правильные и неправильные положения консультации.
Иллюстрация (от латинского illustrare — пояснять) — это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации, как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на литературную канву и подчинён определенной задаче — освещению и объяснению текста. Но подлинно художественная иллюстрация не всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство (нет, иллюстрация призвана пояснять литературное произведение).
Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость ее композиции. Общие законы композиционного построения выражается при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.
Обучение детей иллюстрированию должно основываться лишь на знании сюжетов сказок (нет, важны знания структурных элементов книги, приемов и методов работы ведущих художников — иллюстраторов, жанровых особенностей книги).
Иллюстрации не самостоятельны по сюжету. Ребенку, чтобы точно передать особенности литературного произведения, порой необходимо изобразить характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создать яркие и выразительные образы героев произведения, портрет эпохи.
Можно выделить следующие задачи руководства иллюстрированием:
1. Формировать интерес к окружающему миру.
2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).
3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого (и самому ставить) соответствующие цели и задачи.
4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
5. Обучать дошкольников доступным способам изображения сюжетного образа.
6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения иллюстраций.
7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
8. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа.
9. Учить детей чувствовать выразительность образа, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т. е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.
Таким образом, задачи обучения иллюстрированию литературных произведений не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности ребенка.
Методика иллюстрирования литературных произведений двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного образа (Н. П. Сакулина, В. С. Кузин, Н. М. Сокольникова и др.).
Начинать образовательную деятельность по иллюстрированию желательно с небольшой эмоциональной беседы. Цель такой беседы — воздействовать на сознание и чувства детей, возбуждать их умственную и эмоциональную активность, фантазию, творчество. Во время беседы ребятам сообщаются необходимые для предстоящей работы по иллюстрированию знания, и в то же время дети как бы настраиваются на эту работу.
Способность художественно-образного слова возбуждать мыслительную активность ребенка, его фантазию, творчество можно использовать и в процессе самостоятельной работы детей. После такой беседы обязателен приём показа способов изображения (нет, этот приём сковывает инициативу и творчество детей и используется на определённых этапах обучения и преимущественно в младшем дошкольном возрасте). После того, как главное детьми уже нарисовано, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в иллюстрациях детали, можно прочитать детям отрывки из иллюстрируемых произведений. Этот прием содействует закреплению в сознании детей представлений о героях и событиях иллюстрируемого произведения, более выразительной передаче этих образов детьми в рисунках.
Эффективность совместной деятельности по иллюстрированию во многом зависит от правильного использования наглядности. Произведения книжной графики для демонстрации детям необходимо тщательно отбирать с учетом следующих положений: выбирать иллюстрации ведущих мастеров книжной графики, хорошо изданные, разнообразные по манере исполнения. Можно подбирать иллюстрации непосредственно к иллюстрируемому произведению, а также сходные по сюжету или действующим лицам или иллюстрации ассоциативно-образные, помогающие передать настроение, состояние и, кроме этого, конкретнее представить эпоху, природу, быт, костюмы, архитектуру и др. Можно рекомендовать детям самим подобрать необходимый наглядный материал или посетить музей.
Внесение в содержание совместной деятельности по иллюстрированию элементов проблемности, использование проблемных вопросов (Как? Зачем? Почему) активизирует творчество детей, а дидактические игры, такие как: «Вхождение в иллюстрацию», «Выставка художников-иллюстраторов», «Расскажи сказку», «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию?», «В книжном магазине», «Найди картинку к тексту», «Игра в путешествие», «Царство книжной графики», «Угадай сказку», «Кто герои сказки?» «Выставка восковых фигур» и т. д. в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной в ней задаче, стимулируют мыслительную деятельность, воображение, фантазию.
Анализируя детские работы важно использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. Итоговый анализ деятельности целесообразно заканчивать перспективой возвращений к детским рисункам. Одни из самых простых естественных приемов, но требующий от педагога искренности, эмоциональности — это рассматривание детских работ в свободное время. Ближе к вечеру, когда в группе остается меньше детей, педагог может присесть на стул перед рисунками, рассматривать, высказывать свои впечатления вслух.
Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом — основные слагаемые успеха. Иллюстрирование литературных произведении - любимый вид работы детей, который может остаться в памяти ребенка на всю его жизнь. Быть может, любовь к книге, к изобразительному искусству, которую испытал юный художник во время иллюстрирования навсегда сохранится в его сердце.
Вы уже обратили внимание на то, что целью нашей консультации было не только ознакомление с методикой иллюстрирования литературных произведений, но и повышение Вашей активности, путём привлечения к размышлению и анализу предлагаемого материала?
Назовите мне, пожалуйста, те положения, которые Вы посчитали неверными (Проводится работа над ошибками). Чертой подчёркнуты места с преднамеренными ошибками.