Ирина Пострелова
Консультация «Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов, художников-земляков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов, художников - земляков»
Автор: Пострелова И. Е. педагог высшей кв. категории МБДОУ – ЦРР- д/ с «Сказка»
Публикация «Консультация „Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов, художников-земляков“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В соответствии с ФГОС региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно—образовательной деятельности в дошкольных учреждениях по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о замечательных людях нашего края и его литературной жизни. Это способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, патриотических и гражданских чувств.
Для каждого человека большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому, с рождения приходит любовь к Отечеству. Она становится глубже, когда мы больше узнаем об истории города или села, о знаменитых земляках, о людях, чьи имена навсегда останутся в наших сердцах. Дети дошкольного возраста еще не задумываются о таких понятиях, как Родина, Отечество, гражданин, национальные корни, родная земля. Им сложно понять и представить, что значит быть гражданином Отечества, свято чтить его вековую историю, уважать национальные традиции, беречь памятники культуры. Однако с помощью произведений русского народного творчества, посвященных Родине, ребенок может узнать, что чувство любви к ней свойственно всем людям, что ценится и почитается всеми.
Художественное слово помогает ребенку постигать главные ценности человеческого бытия: семья, труд, Отечество, родная природа. Произведения детской литературы помогают довести до сознания ребенка такие понятия, как честность, ответственность, уважение к себе и людям, любовь к знаниям, труду, чувство долга перед отцом и матерью. Поэтические произведения лучше любого объяснения помогут формировать у детей добрый и заботливый взгляд на свою Родину. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Начиная работу по воспитанию любви к малой Родине нужно продумать, о чем рассказыть детям, особо выделив характерное только для нашего края, доступно показать связь родного уголка со всей страной.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой родной край необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной в дошкольном возрасте. Отбор познавательного материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем прославлена наша Цильнинская земля. Задача педагога помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, дать определенные знания о его истории, культуре, природе. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Литературные произведения цильнинских писателей В. Н. Игнатьевой, А. Н. Сидорова, Н. К. Шагаевой, репродукции картин В. В. Прусаковой, С. Полякова проникнуты любовью к малой Родине, красоте родного края. Они способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость, нести с собой колорит народной речи, много образных выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики.
В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, им понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции.
В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы. Живое наблюдение природы способствует восприятию ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и воспроизводит это в своих рисунках.
Под влиянием систематического обучения восприятию текста чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения, что способствует развитию их нравственных качеств, в частности, любви к малой Родине.
Знакомя детей с творчеством местных писателей и поэтов, нужно предусматривать следующее:
– формируя у детей интерес к детской книге, необходимо следить за выбором книг. Пусть беседы о книгах будут всегда желанными, интересными, ожидаемыми, помните, что чтение – это праздник для всех;
– формировать понятие о прочитанном;
– сложность содержания поэтических и литературных произведений должна нарастать постепенно;
– экскурсии на природу с детьми также могут сопровождаться отрывками (словами) из стихотворений поэтов-цильнинцев;
– способствовать развитию впечатлений, полученных от знакомства с литературными произведениями (в рисовании, игре, беседах со взрослыми, сверстниками и т. д.) ;
– проводить специальные праздники поэзии, читать стихи детям и слушайте стихотворения в их исполнении;
– нужно помнить, что чтение стихотворений требует работы над выразительностью речи, ее звуковым оформлением;
– руководить слушанием и заучиванием произведений и стихов нужно тонко и деликатно, чтобы не отвратить от чтения;
– при заучивании стихотворений не рекомендуется прибегать к помощи родителей, родители хороши в роли благодарных слушателей;
– выбирая книги авторов-земляков для детей своей возрастной группы, ориентируйтесь на региональное содержание дошкольного образования, уровень развития детей.
Книги местных поэтов, которые выбираем для детей дошкольного возраста, должны гармонично и всесторонне развивать их. Близкая возрасту тематика, простота и доступность словесных образов, доступность языка и соответствие содержания литературного произведения интересам детей – вот те критерии, согласно которым проводится отбор для чтения литературных произведений или их заучивания с детьми.
Предлагаемые произведения должны быть несколько выше уровня развития детей, чтобы стимулировать их рост. Ребенку интересно не только тогда, когда легко, но и тогда, когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам и успехам.
Нельзя необоснованно завышать уровень понимания содержания произведений, важнее, чтобы детям была доступна основная идея произведения и во имя чего оно создавалось. Недоступным можно считать произведение, когда детям невозможно объяснить его смысл. Стихи должны быть близки детям по тематике, содержанию, языку; легки для воплощения, важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями; информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании человека яркие, зримые, конкретные образы.
Основными задачами ознакомления старших дошкольников с произведениями поэтов и писателей Цильнинского района определены следующие:
– воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства, любовь к своей малой Родине;
– развивать познавательную активность, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном, значимом для истории края;
– совершенствовать врожденные навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений;
– развивать у детей интерес к слушанию и заучиванию поэтических произведений;
– формировать умения ребенка эмоционально воспринимать содержание художественных произведений;
– вызывать сочувствие к положительным героям и негативное отношение к отрицательным;
– развивать эмоциональный слух и отзывчивость ребенка на литературное слово, интонации, образы, включая веселые, забавные, сказочные.
Знакомство дошкольников с творчеством местных писателей и поэтов должно осуществляться в определенной системе. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление воспитателя ближе познакомить их с любимым автором. В старших группах целесообразно выделять специальное время для данной деятельности. Формы работы с детьми могут быть различными: это образовательные мероприятия по чтению произведений, заучивание стихов; встречи со знаменитыми людьми нашего края, беседа о творчестве поэтов и писателей-земляков; непосредственное восприятие стихов в исполнении воспитателей.
Особое внимание следует уделить рассказу воспитателя о жизни и творчестве писателей и поэтов Цильнинского края. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, развивать читательскую культуру ребенка-дошкольника.
При подготовке к рассказам педагогу необходимо соблюдать определенные требования:
– факты из жизни писателей и поэтов должны быть точными, научными и известными в литературоведении;
– для того чтобы рассказ был доступен ребенку, необходимо использовать его личный опыт и опираться на имеющиеся у него знания, а также использовать наглядный материал, подготовленный заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставки книг, иллюстрации к произведениям и т. д.) ;
– изложение материала должно быть образным, интересным; для этого нужно использовать опубликованные рассказы о писателях, написанные специально для детей, воспоминания современников и другое, но не следует приводить даты;
– содержание рассказа близко детским интересам, в нем могут найти отражение сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям;
– в рассказ следует включать вопросы для активизации ребенка, выявляющие знания о писателях и поэтах, их творчестве, памятных местах;
– важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя. Личное отношение создает нужную тональность, которая сблизит рассказчика со слушателями. Если воспитатель сможет ярко рассказать о своем отношении к писателю, о первой встрече с его книгами, это будет ничем не заменимым творческим началом в подобном виде работы с детьми.
После рассказа воспитателя возможна интересная совместная деятельность с детьми и родителями: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, творчество детей по мотивам прочитанных произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценирование и т. д., посещение выставки, театра, просмотр кинофильмов, организация развлечений.
Знакомя дошкольников со знаменитыми людьми, важно вовлекать в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность через анкетирование (выявление знаний о людях прославивших наш район, проводить беседы и консультации по теме, оформление папки-передвижки «Мой любимый край», привлекать родителей к подготовке и участию в проведении тематических развлечений.