МААМ-картинки

Консультация «Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов, художников-земляков»

Ирина Пострелова
Консультация «Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов, художников-земляков»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов, художников - земляков»

Автор: Пострелова И. Е. педагог высшей кв. категории МБДОУ – ЦРР- д/ с «Сказка»

Публикация «Консультация „Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов, художников-земляков“» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно—образовательной деятельности в дошкольных учреждениях по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о замечательных людях нашего края и его литературной жизни. Это способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, патриотических и гражданских чувств.

Для каждого человека большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому, с рождения приходит любовь к Отечеству. Она становится глубже, когда мы больше узнаем об истории города или села, о знаменитых земляках, о людях, чьи имена навсегда останутся в наших сердцах. Дети дошкольного возраста еще не задумываются о таких понятиях, как Родина, Отечество, гражданин, национальные корни, родная земля. Им сложно понять и представить, что значит быть гражданином Отечества, свято чтить его вековую историю, уважать национальные традиции, беречь памятники культуры. Однако с помощью произведений русского народного творчества, посвященных Родине, ребенок может узнать, что чувство любви к ней свойственно всем людям, что ценится и почитается всеми.

Художественное слово помогает ребенку постигать главные ценности человеческого бытия: семья, труд, Отечество, родная природа. Произведения детской литературы помогают довести до сознания ребенка такие понятия, как честность, ответственность, уважение к себе и людям, любовь к знаниям, труду, чувство долга перед отцом и матерью. Поэтические произведения лучше любого объяснения помогут формировать у детей добрый и заботливый взгляд на свою Родину. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Начиная работу по воспитанию любви к малой Родине нужно продумать, о чем рассказыть детям, особо выделив характерное только для нашего края, доступно показать связь родного уголка со всей страной.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой родной край необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной в дошкольном возрасте. Отбор познавательного материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем прославлена наша Цильнинская земля. Задача педагога помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, дать определенные знания о его истории, культуре, природе. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Литературные произведения цильнинских писателей В. Н. Игнатьевой, А. Н. Сидорова, Н. К. Шагаевой, репродукции картин В. В. Прусаковой, С. Полякова проникнуты любовью к малой Родине, красоте родного края. Они способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость, нести с собой колорит народной речи, много образных выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики.

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, им понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции.

В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы. Живое наблюдение природы способствует восприятию ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и воспроизводит это в своих рисунках.

Под влиянием систематического обучения восприятию текста чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения, что способствует развитию их нравственных качеств, в частности, любви к малой Родине.

Знакомя детей с творчеством местных писателей и поэтов, нужно предусматривать следующее:

– формируя у детей интерес к детской книге, необходимо следить за выбором книг. Пусть беседы о книгах будут всегда желанными, интересными, ожидаемыми, помните, что чтение – это праздник для всех;

– формировать понятие о прочитанном;

– сложность содержания поэтических и литературных произведений должна нарастать постепенно;

– экскурсии на природу с детьми также могут сопровождаться отрывками (словами) из стихотворений поэтов-цильнинцев;

– способствовать развитию впечатлений, полученных от знакомства с литературными произведениями (в рисовании, игре, беседах со взрослыми, сверстниками и т. д.) ;

– проводить специальные праздники поэзии, читать стихи детям и слушайте стихотворения в их исполнении;

– нужно помнить, что чтение стихотворений требует работы над выразительностью речи, ее звуковым оформлением;

– руководить слушанием и заучиванием произведений и стихов нужно тонко и деликатно, чтобы не отвратить от чтения;

– при заучивании стихотворений не рекомендуется прибегать к помощи родителей, родители хороши в роли благодарных слушателей;

– выбирая книги авторов-земляков для детей своей возрастной группы, ориентируйтесь на региональное содержание дошкольного образования, уровень развития детей.

Книги местных поэтов, которые выбираем для детей дошкольного возраста, должны гармонично и всесторонне развивать их. Близкая возрасту тематика, простота и доступность словесных образов, доступность языка и соответствие содержания литературного произведения интересам детей – вот те критерии, согласно которым проводится отбор для чтения литературных произведений или их заучивания с детьми.

Предлагаемые произведения должны быть несколько выше уровня развития детей, чтобы стимулировать их рост. Ребенку интересно не только тогда, когда легко, но и тогда, когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам и успехам.

Нельзя необоснованно завышать уровень понимания содержания произведений, важнее, чтобы детям была доступна основная идея произведения и во имя чего оно создавалось. Недоступным можно считать произведение, когда детям невозможно объяснить его смысл. Стихи должны быть близки детям по тематике, содержанию, языку; легки для воплощения, важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями; информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании человека яркие, зримые, конкретные образы.

Основными задачами ознакомления старших дошкольников с произведениями поэтов и писателей Цильнинского района определены следующие:

– воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства, любовь к своей малой Родине;

– развивать познавательную активность, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном, значимом для истории края;

совершенствовать врожденные навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений;

– развивать у детей интерес к слушанию и заучиванию поэтических произведений;

– формировать умения ребенка эмоционально воспринимать содержание художественных произведений;

– вызывать сочувствие к положительным героям и негативное отношение к отрицательным;

– развивать эмоциональный слух и отзывчивость ребенка на литературное слово, интонации, образы, включая веселые, забавные, сказочные.

Знакомство дошкольников с творчеством местных писателей и поэтов должно осуществляться в определенной системе. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление воспитателя ближе познакомить их с любимым автором. В старших группах целесообразно выделять специальное время для данной деятельности. Формы работы с детьми могут быть различными: это образовательные мероприятия по чтению произведений, заучивание стихов; встречи со знаменитыми людьми нашего края, беседа о творчестве поэтов и писателей-земляков; непосредственное восприятие стихов в исполнении воспитателей.

Особое внимание следует уделить рассказу воспитателя о жизни и творчестве писателей и поэтов Цильнинского края. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, развивать читательскую культуру ребенка-дошкольника.

При подготовке к рассказам педагогу необходимо соблюдать определенные требования:

– факты из жизни писателей и поэтов должны быть точными, научными и известными в литературоведении;

– для того чтобы рассказ был доступен ребенку, необходимо использовать его личный опыт и опираться на имеющиеся у него знания, а также использовать наглядный материал, подготовленный заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставки книг, иллюстрации к произведениям и т. д.) ;

– изложение материала должно быть образным, интересным; для этого нужно использовать опубликованные рассказы о писателях, написанные специально для детей, воспоминания современников и другое, но не следует приводить даты;

– содержание рассказа близко детским интересам, в нем могут найти отражение сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям;

– в рассказ следует включать вопросы для активизации ребенка, выявляющие знания о писателях и поэтах, их творчестве, памятных местах;

– важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя. Личное отношение создает нужную тональность, которая сблизит рассказчика со слушателями. Если воспитатель сможет ярко рассказать о своем отношении к писателю, о первой встрече с его книгами, это будет ничем не заменимым творческим началом в подобном виде работы с детьми.

После рассказа воспитателя возможна интересная совместная деятельность с детьми и родителями: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, творчество детей по мотивам прочитанных произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценирование и т. д., посещение выставки, театра, просмотр кинофильмов, организация развлечений.

Знакомя дошкольников со знаменитыми людьми, важно вовлекать в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность через анкетирование (выявление знаний о людях прославивших наш район, проводить беседы и консультации по теме, оформление папки-передвижки «Мой любимый край», привлекать родителей к подготовке и участию в проведении тематических развлечений.

Публикации по теме:

Целевая прогулка к монументу в память воинов — земляков.Целевая прогулка к монументу в память воинов — земляков. Целевая прогулка к монументу в память воинов - земляков, павших в годы Великой Отечественной войнып. Тюльган, р-н Тюльганский, обл. Оренбургская.

Ознакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуацияхОзнакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуациях Нам придется постараться, Чтобы в цифрах разобраться Будем цифры изучать, А потом начнем считать. Десять цифр основных, Они важнее.

Фотоотчет о творческих работах «Зимние мотивы» и подборка стихотворений русских поэтов для дошкольниковФотоотчет о творческих работах «Зимние мотивы» и подборка стихотворений русских поэтов для дошкольников Сергей Есенин Поёт зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака.

Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов»Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов» Задачи: 1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. 2. Через эмоциональное восприятие произведений.

Консультация для родителей «Отдыхаем и занимаемся творчеством вместе со своими детьми»Консультация для родителей «Отдыхаем и занимаемся творчеством вместе со своими детьми» Отдых на море – это самый, на мой взгляд, лучший отдых для детей. В предыдущей публикации я писала, что многие семьи отправились с детьми.

Консультация для родителей «Занимаемся осенним творчеством вместе со своими детьми»Консультация для родителей «Занимаемся осенним творчеством вместе со своими детьми» Познакомьтесь - это ёжик, Он знаток лесных дорожек. Весь в иголках, осторожно, Уколоться больно можно! Н. Цветкова Назначение: - консультация.

Консультация и презентация «Пасха и пасхальные традиции в картинах русских художников» для детей старших дошкольниковКонсультация и презентация «Пасха и пасхальные традиции в картинах русских художников» для детей старших дошкольников Что такое Светлая седмица Пасха – время радости! И означает она – Возрождение! Всем известно, что это важнейший христианский праздник.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет)Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Презентация «Почему детям важно заниматься творчеством» (Консультация для родителей) Презентация " Почему детям важно заниматься творчеством" (Консультация для родителей) Слайд 2. Почему детям важно заниматься творчеством.

Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества»Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества» Наша старинная станица Казанская, основанная 369 лет назад, раскинула свои владения в самых верховьях Тихого Дона. Она является центром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов, художников-земляков»
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 11:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов, художников-земляков»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пострелова (УИ 3113471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД