Лучший педагог года

Консультация «Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию» (9 фото)

Делок Сусанна Махмудовна
Консультация «Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы

Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию

«… Вся природа вокруг, как из кубиков, была сложена из удивления и загадок…» Николай Сладков «Осиновый невидимка»

Вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребёнок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или наоборот, возмущение. Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребёнок видел мир сердцем. В этом заключена самая главная задача в развитии личности ребёнка, воспитание его души, воспитание человечности. И никогда не надо убеждать в том, что тому, кто с детства был глух к природе, кто не открыл для себя красоты первой весенней травки, не ощутил запах первой лопнувшей почки, не улыбнулся «пению» проснувшихся лягушат — вряд ли такому человеку в дальнейшей жизни станут доступны чувства поэтического восприятия мира и преклонения перед красотой, величием природы и человеческой доброты. Дошкольное детство — это счастливое время ярких ощущений и впечатлений, надежд на проникновение в тайны окружающего мира. Использование нами, воспитателями разнообразных форм, способов деятельности с детьми позволит развить ценностное отношение к окружающему миру, ощутить себя его творцами и созидателями, осознать свою индивидуальность и общность с другими живыми существами, приобрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев». Для получения результатов в группе детского сада необходимо создать определённые условия и, прежде всего, систему работы воспитателей. Для этого мы используем разнообразные формы и методы работы : это циклы наблюдения за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, развлечения, деловые игры, КВН, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей. В ДОУ обобщён и систематизирован педагогический опыт по экологическому воспитанию, подобран методический инструментарий:

Публикация «Консультация „Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию“» размещена в разделах

• картотека дидактических игр по экологии;

• подборка художественной литературы по экологическому воспитанию;

конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

• цикл наблюдений, экскурсий, целевых прогулок;

• цикл консультаций для воспитателей.

Содержание работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста включает: уголки природы, живой уголок, цветники, огороды, гербарии, картинки сезонных изменений в природе, экологическая тропа. Вводить малыша в мир природы надо так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое, чтобы он рос исследователем: системы развивающих игр, игровые ситуации, дидактические игры, театрализованные игры, подвижные спортивные игры, как например, проведение КВН. Основные направления работы с детьми : — диагностика (определение уровня умений и знаний детей по экологии); — организованные формы обучения на занятиях; — совместная деятельность взрослого и ребёнка; — самостоятельная деятельность ребёнка; — экскурсии и наблюдения; — ознакомление с окружающим миром; — развитие речи; — художественная литература; — викторина, КВН, Брейн - ринг; — конструирование; — изобразительная деятельность; — игра; — досуги и развлечения. Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, — это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время — после полдника. Два последних периода чаще отводятся для прогулки на участке — они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных — это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего, мероприятия: в начале похвала вселяет

Консультация «Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию»

Уход за комнатными растениями Любимец живого уголка — попугайчик

уверенность в ребёнке, в середине — это похвала-поддержка, в конце — главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребёнок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую образованность детей. Циклы наблюдений за обитателями уголка живой природы и участка детского сада — ещё одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах — 8—10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2—3 дня. Отдельно взятое наблюдение — это короткое (5—12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится небольшой группой (4—7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания, наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда — негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, птицы, конечно, лучше вечером в сумерки. На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь — ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь — февраль); за ростом лука

Фото «Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию»

На экскурсии

на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль — март); за проснувшимися лягушатами (апрель — май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Окружающая природа — источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребёнка. Очень важно вызвать у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Ухаживая и наблюдая за птичкой,рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребёнка, его привязанность к ребёнку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни. При правильном руководстве наблюдением за окружающим миром ребёнок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа — это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение — это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя

Консультация - фото

Наблюдения за птицами на кормушке.

с детьми принимает познавательную окраску: педагог задаёт чёткие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное — хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Заполнение календаря природы — ещё одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выводят» её погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками — галочками соответствующего цвета. Ещё один вид календаря — это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развёртыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огород

Фото №1 Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию Вся природа вокруг как из кубиков была сложена из удивления и загадок Николай Сладков Осиновый невидимка Вдумчивый

Заполнение календаря погоды.

Фото №2 Воспитание детей

Наблюдение за проростками лука.

ной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни. Заполнение календаря — важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Обучая детей, заполняя с ними календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, — показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, — в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. Общение детей с природой — это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой — не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.

Фото №3 Материалы для педагогов воспитатель никогда не допустит чтобы ребёнок скользнул холодным взглядом по тому что должно его порадовать вызвать восхищение или наоборот возмущение

Изучение распустившихся веточек ивы.

Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи:

оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход — это комплексное мероприя

Фото №4 Подлинное искусство

В походе.

тие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых — эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создаёт хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника. Экскурсии отличаются от похода меньшим объё мом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы. Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д. Старших дошкольников можно включить в природоохранные акции — социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном уч

Фото №5 Воспитание ребенка

На экскурсии.

реждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди, родителей. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, «Зелёная ёлочка — живая иголочка» — акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребёнка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры, как руководитель и как её участник. Игра требует от ребё нка включенности в свои правила:

Фото №6 Консультации для родителей воспитателя состоит в том чтобы ребёнок видел мир сердцем

Дидактическая игра «Цветик-семи цветик».

он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребёнком в игре, не осознаётся им как процесс преднамеренного обучения, — ребёнок учится играя. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают своё внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя — Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например, «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся

игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов, а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, ауле есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Работая с детьми по теме «Экологическое воспитание» в кружке «Юный эколог», я учу каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню ЗемлиФотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню Земли Землю нужно охранять, Всячески оберегать, Горы, речки и поля – Это все наша Земля! 22 апреля на всей планете отмечается международный.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Консультация для родителей в подготовительной группе по экологическому воспитанию Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию .

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию»
Опубликовано: 21 января 2020 в 11:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию»» (включая файлы) размещена пользователем Делок Сусанна Махмудовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД