Делок Сусанна Махмудовна
Консультация «Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию
«… Вся природа вокруг, как из кубиков, была сложена из удивления и загадок…» Николай Сладков «Осиновый невидимка»
Вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребёнок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или наоборот, возмущение. Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребёнок видел мир сердцем. В этом заключена самая главная задача в развитии личности ребёнка, воспитание его души, воспитание человечности. И никогда не надо убеждать в том, что тому, кто с детства был глух к природе, кто не открыл для себя красоты первой весенней травки, не ощутил запах первой лопнувшей почки, не улыбнулся «пению» проснувшихся лягушат — вряд ли такому человеку в дальнейшей жизни станут доступны чувства поэтического восприятия мира и преклонения перед красотой, величием природы и человеческой доброты. Дошкольное детство — это счастливое время ярких ощущений и впечатлений, надежд на проникновение в тайны окружающего мира. Использование нами, воспитателями разнообразных форм, способов деятельности с детьми позволит развить ценностное отношение к окружающему миру, ощутить себя его творцами и созидателями, осознать свою индивидуальность и общность с другими живыми существами, приобрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев». Для получения результатов в группе детского сада необходимо создать определённые условия и, прежде всего, систему работы воспитателей. Для этого мы используем разнообразные формы и методы работы : это циклы наблюдения за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, развлечения, деловые игры, КВН, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей. В ДОУ обобщён и систематизирован педагогический опыт по экологическому воспитанию, подобран методический инструментарий:
Публикация «Консультация „Основные направления и формы работы с детьми по экологическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• картотека дидактических игр по экологии;
• подборка художественной литературы по экологическому воспитанию;
• конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
• цикл наблюдений, экскурсий, целевых прогулок;
• цикл консультаций для воспитателей.
Содержание работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста включает: уголки природы, живой уголок, цветники, огороды, гербарии, картинки сезонных изменений в природе, экологическая тропа. Вводить малыша в мир природы надо так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое, чтобы он рос исследователем: системы развивающих игр, игровые ситуации, дидактические игры, театрализованные игры, подвижные спортивные игры, как например, проведение КВН. Основные направления работы с детьми : — диагностика (определение уровня умений и знаний детей по экологии); — организованные формы обучения на занятиях; — совместная деятельность взрослого и ребёнка; — самостоятельная деятельность ребёнка; — экскурсии и наблюдения; — ознакомление с окружающим миром; — развитие речи; — художественная литература; — викторина, КВН, Брейн - ринг; — конструирование; — изобразительная деятельность; — игра; — досуги и развлечения. Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, — это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время — после полдника. Два последних периода чаще отводятся для прогулки на участке — они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных — это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего, мероприятия: в начале похвала вселяет
Уход за комнатными растениями Любимец живого уголка — попугайчик
уверенность в ребёнке, в середине — это похвала-поддержка, в конце — главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребёнок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую образованность детей. Циклы наблюдений за обитателями уголка живой природы и участка детского сада — ещё одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах — 8—10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2—3 дня. Отдельно взятое наблюдение — это короткое (5—12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится небольшой группой (4—7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания, наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда — негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, птицы, конечно, лучше вечером в сумерки. На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь — ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь — февраль); за ростом лука
На экскурсии
на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль — март); за проснувшимися лягушатами (апрель — май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Окружающая природа — источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребёнка. Очень важно вызвать у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Ухаживая и наблюдая за птичкой,рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребёнка, его привязанность к ребёнку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни. При правильном руководстве наблюдением за окружающим миром ребёнок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа — это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение — это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя
Наблюдения за птицами на кормушке.
с детьми принимает познавательную окраску: педагог задаёт чёткие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное — хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Заполнение календаря природы — ещё одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выводят» её погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками — галочками соответствующего цвета. Ещё один вид календаря — это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развёртыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огород
Заполнение календаря погоды.
Наблюдение за проростками лука.
ной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни. Заполнение календаря — важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Обучая детей, заполняя с ними календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, — показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, — в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. Общение детей с природой — это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой — не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.
Изучение распустившихся веточек ивы.
Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи:
оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход — это комплексное мероприя
В походе.
тие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых — эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создаёт хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника. Экскурсии отличаются от похода меньшим объё мом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы. Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д. Старших дошкольников можно включить в природоохранные акции — социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном уч
На экскурсии.
реждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди, родителей. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, «Зелёная ёлочка — живая иголочка» — акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребёнка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры, как руководитель и как её участник. Игра требует от ребё нка включенности в свои правила:
Дидактическая игра «Цветик-семи цветик».
он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребёнком в игре, не осознаётся им как процесс преднамеренного обучения, — ребёнок учится играя. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают своё внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя — Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например, «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся
игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов, а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, ауле есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Работая с детьми по теме «Экологическое воспитание» в кружке «Юный эколог», я учу каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.