Екатерина Шабдарова
Консультация «Организация спортивных игр с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства — это важный этап в формировании представлений о здоровом образе жизни. Поэтому образовательной концепцией детского сада предусмотрено всестороннее физическое развитие малышей. А поскольку ведущим видом деятельности у детей является игра, то наиболее эффективным способом достижения поставленной цели является организованная игровая активность, предполагающая физические нагрузки.
1. Каждый месяц дети младшего дошкольного возраста знакомятся с 2–3 играми и упражнениями. Со среднего дошкольного возраста количество увеличивается до 3–4, при этом 4–5 подбираются для повтора.
Публикация «Консультация „Организация спортивных игр с дошкольниками“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Темочки
2. Игры и упражнения спортивного характера проводятся в три приё ма: утром до завтрака, на прогулке и после дневного сна. Утренние игры не должны быть слишком энергоёмкими, иначе дети истощатся до следующих учебных занятий. Во время прогулки упражнения и игры могут быть с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой, а также отработка технических приёмов разных видов спорта. После сна больше внимания уделяется командным играм, особенно тем, технические тонкости которых рассматривались до обеда.
3. Педагог детально, чётко описывает или напоминает условия игры или порядок выполнения упражнения.
4. Во время прогулок педагог даёт малышам индивидуальные задания, направленные на освоение базовых движений (например, «постоять как цапля» на одной ножке на бортике песочницы).
5. Игры и упражнения должны соответствовать возрастным возможностям детей. Так, слишком лёгкие задания в старшей группе или слишком сложные в младшей снизит интерес к выполнению заданий.
6. Если предполагает командная или парная работа, то участники должны быть приблизительно равны по силе: в каждой группе должны быть малоактивные и подвижные ребята. При этом важно акцентировать внимание малышей на необходимости оказывать посильную помощь товарищам.
7. Следует позаботиться обеспечением оборудования для упражнений и игр: мячами разных размеров, скакалками, кеглями, кольцебросами, верёвками разной длины, мешочками с песком и пр.
8. Несколько раз в год (3–4 раза) рекомендуется проводить показательные мероприятия (физкультурные праздники, в которых малыши смогут продемонстрировать свои спортивные достижения («Проводы зимы», «День защиты детей» и др.). В эти формы работы рекомендуется подключать родителей, организуя соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья».
Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок.
Только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу для здоровья.
Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на, школьный стадион, спортивную школу, рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.
Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, клюшкой, городками и т. д. Для этого в спортивных уголках групп размещается данное оборудование и дается возможность самостоятельно манипулировать этими предметами.
Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.
Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая детей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использовать спортивные игры, упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладении знаниями, навыками и умениями на занятиях. На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня.
В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры – бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол, волейбол.
Так как дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой, им нужна помощь инструктора и воспитателя. Поэтому педагог обязательно должен знать технику выполнения упражнений и элементов спортивных игр. Техника это способ выполнения движения для решения двигательной задачи. Детали техники это второстепенные особенности выполнения упражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники.
Спортивные игры и упражнения играют важную роль в образовательном процессе детского сада. Кроме того, что дети приобщаются к здоровому образу жизни, спорту, учатся понимать свой организм, управлять им, с помощью игр и упражнений спортивного характера педагог реализует целый комплекс целей и задач обучающего, развивающего и воспитательного свойства. Всё это помогает реализовать основную миссию образования, которая состоит в содействии личностному росту и саморазвитию каждого ребёнка.