Получи документы

Консультация «Нравственно — патриотические центры как способ обогащения информационной культуры»

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Консультация «Нравственно — патриотические центры как способ обогащения информационной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте.

Публикация «Консультация „Нравственно — патриотические центры как способ обогащения информационной культуры“» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский говорил: “Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.

В соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность» и воспитательно - образовательной программой «Донбасс - мой край родной», для успешной реализации системы патриотического воспитания у дошкольников, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении в каждой группе должна быть создана предметно – пространственная развивающая среда, неотъемлемой частью, которой является нравственно – патриотический центр.

Главной целью нравственно – патриотического центра является воспитание любви к Родине, обучение дошкольников бережному отношению к самым близким: семье, дому, месту где родился, природе, которая окружает.

Задачи нравственно – патриотического центра :

формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

формировать представление о родном крае, о родной стране;

формировать толерантность к другим народам и желание почерпнуть хорошее в культуре других стран;

приобщать детей к традициям и обычаям своего народа;

формировать правовую культуру дошкольников;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

воспитывать гражданско-патриотические чувства;

побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны.

Организация уголка патриотического воспитания проводится в сотрудничестве с детьми, педагогами и родителями. На педагогах лежит ответственная задача - организовать и контролировать весь процесс. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке чувство патриотизма, именно пробудить, а не навязать. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, чтобы любить Родину, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвигу. Только дав ребенку знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитании в каждом ребенке патриота и гражданина. А для этого при организации нравственно – патриотического центра необходимо придерживаться следующих принципов.

Принципы организации нравственно – патриотического центра.

Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).

Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями для поддержания интереса, в зависимости от возрастных особенностей детей, потребностям, периода обучения).

Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).

Принцип вариативности (совмещение нескольких направлений по патриотическому воспитанию в одной зоне).

Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).

Оформление нравственно – патриотического центра – это творческий процесс, зависящий от творческого подхода каждого педагога.

Названия для нравственно – патриотического центра :

Моя Родина. Родной край. Уголок России. С чего начинается Родина. Наша Родина - Россия.

Основой в оформлении уголка является национальная символика и портрет президента.

Фото или портрет президента России и ДНР – размещается либо по центру уголка, либо слева, также символику и портрет президента России необходимо расположить слева, а символику и портрет главы республики -справа.

Гимн –Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.

Герб.

Флаг. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.

Моя страна.

Мой детский сад

Моя семья.

Образ Я.

Весь остальной материал, размещенный в нравственно – патриотическом центре должен освещать основные направления по патриотическому воспитанию в соответствии с содержанием основной образовательной программой нашего дошкольного учреждения «Растем вместе».

Направления нравственно – патриотического центра :

Все направления представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения.

Рассмотрим примерное содержание оформление центров на каждом возрастном периоде.

Младший дошкольный возраст

С раннего возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления о детском саде, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой. Нравственно - патриотические центры для детей младшего дошкольного возраста могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением.

В уголке размещен материал по социально- нравственному воспитанию.

Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид, «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии, «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению, «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д., «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах», об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

Материал для знакомства с «малой родиной».

В уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки (свистульки, различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т. д. ; куклы из деревянных чурбаков, обереги, куклы в национальных костюмах.

Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.).

Средний дошкольный возраст

С детьми среднего дошкольного возраста работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о городе; о национальном флаге, гербе; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

Уголок средней группы пополняется материал по социально-нравственному воспитанию : семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики.

Материал для знакомства детей с «малой родиной»

Добавляются папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города, животному и растительному миру, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Появляются папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества».

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного

декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, резьба по дереву и пр., различные макеты (крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.

Старший дошкольный возраст

Основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

В старших группах центры могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо».

Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее («История возникновения города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).

В уголке присутствуют карта края, адаптированные для детей, материал, знакомящий детей со славой и достижениями края (города, республики, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство, карта России, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство)

Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему:

«Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.)

Великие соотечественники – портреты

Иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в

других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны

Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и

тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,

«Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

Добавляется новый раздел: «Православие». Представлен материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях.

Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания,

художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию, о защитниках Отечества, о жизни людей в других странах мира,

Наша планета земля – глобус, детская карта мира.

Особенности работы с детьми в нравственно – патриотическом центре

Работа в центре ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление нравственно – патриотического центра этому только поможет.

Публикации по теме:

Центры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценкиЦентры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценки Уважаемые коллеги, хочу представить Вам текст выступления на региональной научно-практической конференции (в августе этого года, в которой.

Центры развития в первой младшей группе в период адаптацииЦентры развития в первой младшей группе в период адаптации Предметно - развивающая, игровая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения»Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры - все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Консультация для родителей «Нетрадиционный способ рисования — на песке»Консультация для родителей «Нетрадиционный способ рисования — на песке» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие». Цель: Познакомить детей с нетрадиционной формой рисования на песке.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация для родителей «Техника «Я-сообщение», как способ общения взрослого с ребенком «на равных» Нередко самая безобидная, на первый взгляд, фраза может привести к образованию стойкого невроза. В психологической литературе описано много.

Патриотические стихи для дошкольников Что мы Родиной зовем? Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем! Что мы Родиной зовем?.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нравственно — патриотические центры как способ обогащения информационной культуры»
Опубликовано: 24 марта 2023 в 16:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Нравственно — патриотические центры как способ обогащения информационной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ (УИ 282256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД