Ольга Аксенова
Консультация «Воспитание у детей бережного отношения к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако, далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления, знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней – важнейшие задачи для детского сада. В нашей стране изданы законы об охране природы, об организации заповедников. Это всё для нас и будущих поколений.
Публикация «Консультация „Воспитание у детей бережного отношения к природе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти нужно охранять, их надо открывать и показывать» - говорил М. Пришвин. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, от его ответственности за природу. А это, в свою очередь, требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного и заботливого отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста. Воспитание заботливого и бережного отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостное, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, обижать животных, будет стараться сохранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок активен, нужно только направлять его деятельность. Влияние природы на развитие личности ребёнка связано с формированием у него определённых знаний об объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребёнку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об её объектах и явлениях, а также связях и отношениях между ними. С усвоением системы знаний связано у детей развитие познавательных интересов и познавательного отношения к природе. Это проявляется в любознательности, стремлении узнать, как можно больше. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
Отсюда вторая задача- формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкреплённое прочными трудовыми навыками и умениями, создаёт основу для подлинной любви к природе. Труд детей в природе даёт реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Третья задача – формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в обществе и необходимости охраны природы. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е. воспитывая у ребёнка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать её, т. е. уметь видеть и чувствовать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным и «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Все перечисленные задачи тесно взаимосвязаны, и поэтому необходимо рассматривать и решать их в комплексе.